Найти в Дзене

Остап Бендер от пинг-понга: авантюрное сердце «Марти Великолепного»

Посмотрела на большом экране «Марти Великолепного». У меня было три опасения относительно фильма 1. Байопики в массе своей - неэмоциональные фильмы получаются. Как окартиненная страница Википедии.

2. В спортивных драмах количество демонстраций процесса спортивного часто идет в ущерб сюжету.

3. Что Тимоти Шаломе предстанет в образе талантливого хорошего «мальчика».

УРА! Все три опасения оказались беспочвенны.

От реальной истории Марти Рейсмана в фильме осталось не так много реальных фактов - бОльшая часть сюжета, за исключением ключевой

фабулы - это вымысел.

Сценаристы Джош Сэфди и Рональд Бронштейн разводят зрителя своего фильма так же, как Марти Маузер всех, кто его окружает. На экране мы видим эгоистичного, самодовольного и самоуверенного почти до тошноты, безответственного, инфантильного парнишку. Иногда так и хочется сказать: «ну, ты прохвост, мерзавец, парень!»

Но дальше происходит непонятное: в ключевые моменты за него переживаешь так, будто он только что на твоих глазах прыгнул в горящий дом и вынес из него всех котиков этого мира. Почему так происходит? Потому что у этого тщедушного парня есть цель, ради которой он готов пожертвовать, похоже, всем. А в фундаменте этой цели - талант. Такая, почти фанатичная целеустремленность в нашу бесцельно- инфантильную эпоху - не то, что редкость, это алмаз редчайшей породы. Да, он инфантил, но не типичный. Инфантилы живут по принципу «все или ничего» - у Марти такой выбор не стоит: только ВСЁ! Любым способом. И его трансформация происходит почти незаметно, тонко, когда вдруг он понимает: мир НЕ вращается вокруг него, другим нет дела до его цели. И тогда Марти вынужден искать компромисс. Это – интересно и захватывающе наблюдать.

И – вне всякого сомнения, «Марти Великолепный» - эталонная сценарно-режиссерская работа.

Что мне кажется важным для понимания: «Марти Великолепный»  - это мастерский жанровый перевёртыш. За внешней рамкой спортивной драмы бьётся сердце классического авантюрного  плутовского романа.
Что мне кажется важным для понимания: «Марти Великолепный» - это мастерский жанровый перевёртыш. За внешней рамкой спортивной драмы бьётся сердце классического авантюрного плутовского романа.

Марти Маузер - не просто спортсмен, он - чистой воды гениальный авантюрист нового времени (Остап Бендер от спорта), который использует настольный теннис как билет в другую жизнь.

За его авантюрами наблюдаешь как за игрой наперсточников. И главное оружие этого плута - не удар ракеткой, а скорость: скорость речи, скорость принятия решений, скорость, с которой он носится по Нью-Йорку, пытаясь обогнать собственную судьбу. (Рекомендую смотреть с субтитрами , чтобы убедиться в том, с какой скоростью Шаломе произносит текст).

Плюс бешеный ритм повествования, который скачет как мячик пинг-понга: вниз-верх, вниз- верх. Кажется, что вот сейчас передохнем - фигушки. Отдышаться не получится.

Безумный перипетийный ритм в данном случае я считаю не недостатком, а сутью характера персонажа и его цели. Для начинающих сценаристов - наглядное пособие по построение перипетий по Аристотелю, кстати.

Мы воспринимаем мир на той же скорости, что и Марти - пулемётной очередью впечатлений, сделок и обманов. Этот хаос - его естественная среда, и Сэфди не даёт нам передышки, чтобы мы почувствовали это на собственных нервах.

В эту пульсирующую безумную реальность Марти органично вписывается абсурдистская линия с Абелем Феррарой в роли бомжеватого гангстера и его собакой Моисеем. И выглядит это не как эксцентричная вставка, а как часть сюрреалистичного мира, где ванна может рухнуть сквозь потолок, а перестрелка вспыхнуть из-за любви к животным.

Идеальным символом всей этой вселенной становятся оранжевые шары для пинг-понга, , которые летят из окна и рассыпаются по пустующей ночной улице, как визуальная метафора разбивающихся и летящих в никуда амбиций и усилий главного героя.

P.S Через некоторое время после премьеры стало известно, что изначально съемочная команда собиралась закончить фильм иначе – с явным уходом в хоррор и фэнтези. В ранних итерациях сценария последняя сцена должна была показать, как персонаж Кевина О’Лири, бизнесмен и главный антагонист Маузера – Милтон Рокуэлл, кусает Марти в шею, тем самым оказываясь вампиром. От идеи пришлось отказаться, когда представители А24 прочитали сценарий и, говоря о завершении картины, спросили: «Это же ошибка, да?».

От этого жанрового перевертыша осталась одна фраза в фильме, которая звучит, как ушат воды на голову - собственно, Марти приблизительно так и реагирует на нее.