Найти в Дзене
Русский мир.ru

Найти подход к каждому

Помощь детям-сиротам и людям с инвалидностью – основная цель Благотворительного фонда во имя святой блаженной Матроны Московской, действующего в Санкт-Петербурге с 2008 года. Помещение фонда, где находятся инклюзивные мастерские, подопечные нередко называют «домом Надежды». Надежда Арзамасцева в качестве волонтера участвовала в работе фонда с момента его создания. И вот уже десять лет является его директором. Текст: Илья Бруштейн, фотографии из архива Благотворительного фонда во имя святой блаженной Матроны Московской. Я приехал в фонд вместе с его основательницей и первым директором – Светланой Николаевной Москалёвой. В 2015 году она оставила руководящий пост, но фонд остается для нее делом жизни. Почему для православного проекта в Санкт-Петербурге в качестве покровительницы была выбрана именно Матрона Московская? Ведь здесь она никогда не была, с городом Петра никак не связана. «Матронушка сама нас нашла! Нашла и стала помогать. Я каждый день молитвенно обращаюсь к ней и чувствую ее
Оглавление

Помощь детям-сиротам и людям с инвалидностью – основная цель Благотворительного фонда во имя святой блаженной Матроны Московской, действующего в Санкт-Петербурге с 2008 года. Помещение фонда, где находятся инклюзивные мастерские, подопечные нередко называют «домом Надежды». Надежда Арзамасцева в качестве волонтера участвовала в работе фонда с момента его создания. И вот уже десять лет является его директором.

Текст: Илья Бруштейн, фотографии из архива Благотворительного фонда во имя святой блаженной Матроны Московской.

Я приехал в фонд вместе с его основательницей и первым директором – Светланой Николаевной Москалёвой. В 2015 году она оставила руководящий пост, но фонд остается для нее делом жизни.

Почему для православного проекта в Санкт-Петербурге в качестве покровительницы была выбрана именно Матрона Московская? Ведь здесь она никогда не была, с городом Петра никак не связана. «Матронушка сама нас нашла! Нашла и стала помогать. Я каждый день молитвенно обращаюсь к ней и чувствую ее поддержку», – поясняет Светлана Николаевна. Москалёва подчеркивает, что особая связь с Матроной Московской объясняется обстоятельствами жизни святой.

Матрона Дмитриевна Никонова (1881–1952) была незрячей с рождения, в 16 лет лишилась способности передвигаться и была фактически прикована к постели. С детства обладала даром исцеления и прозорливости. «Все житейские тяготы святая переносила смиренно и без ропота именно потому, что жила со Христом и во Христе, – говорит Светлана Москалёва. – Создавая фонд, я мечтала о том, чтобы наши подопечные понимали, что особенности их здоровья – не препятствие для полноценной и полнокровной жизни, чтобы они чувствовали личную неразрывную связь с Матронушкой. Блаженная старица при земной жизни переносила такие же тяготы и увечья, что и они. Она понимает их лучше других и может быть примером».

Рождественские игрушки из керамической мастерской
Рождественские игрушки из керамической мастерской

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Светлана Москалёва – дочь фронтовика и бывшей узницы фашистских концлагерей – родилась в Ленинграде в 1951 году. В детстве она много болела, месяцами находилась в больницах и санаториях. Поэтому решила связать свою жизнь с медициной. Долгие годы работала врачом скорой помощи, преподавала в медицинском колледже, была медиком-консультантом православного проекта «Жизнь». Именно работа в «Жизни» привела Москалёву к мысли о необходимости создать новый благотворительный фонд. «Моя задача состояла в том, чтобы убедить женщин, в том числе совсем молодых девушек, отказаться от абортов», – говорит Светлана Николаевна. Она радовалась, когда это удавалось сделать. Однако ситуацию омрачало иное обстоятельство: некоторые из родительниц отдавали малышей в дом малютки. «Как правило, у таких малышей фактически не было отцов. А матери объясняли свой поступок как «временное решение». Мол, пусть малыш побудет под опекой государства несколько месяцев. А потом его обязательно заберут домой». В первое время «отказников» навещали, но вскоре горе-мамаши о них забывали, и подросшие малыши оказывались в детских домах. Светлана Николаевна поделилась своими наблюдениями со знакомым петербургским предпринимателем. Благодаря его поддержке в 2008 году был создан фонд, призванный помогать детям-сиротам и людям с инвалидностью.

Первым проектом фонда стало сопровождение сирот до 7 лет при госпитализации. Как правило, с такими детьми в больницах находится кто-то из близких. Но с ребятами из детских домов ситуация иная: воспитатели детского дома не могли круглосуточно находиться вместе с детьми в стационаре. Несмотря на особое внимание со стороны сотрудников медицинских учреждений, дети-сироты оказывались при госпитализации в сложном положении. Фонд предоставлял волонтеров, которые были рядом с ребятами весь период госпитализации.

Зимнее настроение
Зимнее настроение

Успех этого проекта вдохновил Москалёву и ее сподвижников на новые дела. Волонтеры стали проводить в детских домах развивающие занятия, устраивали праздники, приобретали различное оборудование. Со временем фонд взялся помогать не только детям-сиротам, но и выпускникам детдомов, в том числе тем из них, кто уже сам стал родителем.

В последние годы взаимодействие с детскими домами продолжается, но фонд стал уделять больше внимания взрослым с инвалидностью. И тем, кто живет дома, вместе с родственниками, и подопечным психоневрологических интернатов.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

В 2015 году Светлана Москалёва решила оставить пост директора фонда, чтобы больше времени посвящать семье. Вместе с супругом они усыновили троих детей. К тому времени их собственные трое сыновей уже выросли и стали самостоятельными. «Одной из целей создания фонда было преодоление сиротcтва. Наступило время подключиться к этому личным примером», – поясняет Светлана Николаевна.

В живописной мастерской
В живописной мастерской

Изначально предполагалось, что в семье появятся брат и сестра. Но потом выяснилось, что у них есть еще один брат, сведений о котором не было в базе данных. Светлана Николаевна и ее муж Вячеслав Николаевич взяли всех троих, полюбили их всем сердцем. Дети ответили тем же, почти сразу стали называть приемных родителей мамой и папой.

В 2021 году Светлана Москалёва овдовела. Пережить это горе ей помогли родные. «Я знаю, что нужна не только своим кровным сыновьям, но и приемным детям, ставшим родными. Они все – мои», – говорит Светлана Николаевна.

Сейчас приемная дочь учится в акушерском колледже, ее старший брат – в фельдшерском. Мама гордится тем, что они решили посвятить жизнь медицине по ее примеру. А самый младший сын – ученик седьмого класса школы. «Очень приятно, что мои дети тоже пробуют себя в волонтерстве, проявляют интерес к делам фонда. Они знают, что это важно для меня. Человек должен не только принимать помощь, но и сам стремиться нести добро».

Работаем с удовольствием!
Работаем с удовольствием!

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ И ДУХОВНОЕ ОКОРМЛЕНИЕ

«Спасибо Богу за все!» – так ответила Надежда Арзамасцева на вопрос, есть ли у нее жизненный девиз. С 2015 года она возглавляет фонд, с которым сотрудничала в качестве волонтера с момента его основания. Здание фонда находится на Миргородской улице, в 200 метрах от Невского проспекта и в нескольких шагах от Феодоровского собора.

Для Надежды Сергеевны это имеет особое значение. «Каждый день, когда иду на работу, есть возможность осенить себя крестным знамением при виде Феодоровского собора. Господь управил так, что здание фонда, которое нам предоставили на правах социальной аренды, находится рядом с одним из самых величественных петербургских храмов. И он доступен для наших подопечных», – рассказывает Надежда. Она отмечает, что в соборе есть все элементы доступной среды: пандусы, перила и т.д. Не менее важно стремление клира и прихожан понять потребности людей, имеющих проблемы со зрением, слухом, ментальные нарушения. «В Феодоровском соборе наши подопечные – часть церковной общины. Они участвуют в службах и во многих мероприятиях просветительского центра», – подчеркивает Арзамасцева.

Впрочем, духовное окормление подопечных происходит не только в соборе, но и в самом фонде. Этим занимается супруг Надежды Арзамасцевой, иерей Владислав Штирба, который служит на подворье Соловецкого монастыря в Санкт-Петербурге. «В моем кабинете, в шкафу, всегда находится облачение мужа. Он регулярно приезжает к нам, проводит богослужение, исповедует, причащает. У нас есть подопечные с ментальными нарушениями, которым сложно посещать храм, трудно находиться в местах, где одновременно присутствует много незнакомых людей. Но они тоже тянутся к Богу. Поэтому литургия и таинства проводятся в стенах нашего дома», – говорит Арзамасцева.

Однако здесь помогают не только православным. Фонд открыт для всех, кому нужна помощь.

Радость общения — радость творчества!
Радость общения — радость творчества!

ВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ СВОЕГО ТРУДА

В фонде действует пять инклюзивных мастерских. «Мы участвуем в городских программах трудоустройства инвалидов, в различных грантовых проектах. Есть группа сотрудников с инвалидностью, которая работает в мастерских пять дней в неделю. Рабочий день укорочен: он длится с 10 часов утра до 16 часов с перерывом на обед. Но такая занятость возможна не во всех случаях. Кто-то приходит к нам один-два раза в неделю на сравнительно короткое время. Все зависит от индивидуальных возможностей и потребностей людей», – объясняет Арзамасцева.

При фонде есть небольшая типография, которая печатает продукцию не только на бумаге, но и на других материалах. Один из последних заказов – печать на кружках логотипа пожарной части в Центральном районе Санкт-Петербурга, которая готовится отметить 30-летие. «Этот заказ может показаться рядовым: пожарные и члены их семей по случаю дня рождения организации получат в подарок по памятной кружке, – рассказывает Надежда Сергеевна. – Но надо видеть лица наших подопечных, их горящие глаза! Им дали серьезное, ответственное, «взрослое» задание. Конечно, они стараются не подвести».

Особая честь для типографии – возможность печатать ламинированные иконки с благословением патриарха Кирилла и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, информационные брошюры, необходимые православным приходам.

Еще одно подразделение фонда – иконописная (живописная) мастерская. Изначально планировалось создать именно иконописную мастерскую. Но потом оказалось, что далеко не все люди с инвалидностью могут выполнять даже вспомогательные работы при написании икон. Поэтому сейчас помимо иконописи подопечные могут осваивать здесь основы живописи и рисунка.

«А вы наряжаете дома елку? Какая она у вас: настоящая или искусственная? Наши елочные игрушки понравились?» – забрасывает меня вопросами Татьяна – одна из подопечных фонда, с которой мы встретились в керамической мастерской.

«Керамическая мастерская пользуется у нас особой любовью, – поясняет ее руководитель Екатерина Глебовская. – Работа с глиной – это форма медитации. Задействованы и руки, и голова, и сердце, и душа».

Екатерина Олеговна говорит, что ее ученики любят лепить натюрморты, рельефы, фигурки человека и животных. Но особую радость приносит изготовление елочных игрушек.

Работа с глиной требует усидчивости!
Работа с глиной требует усидчивости!

Екатерина Глебовская, профессиональный художник и мастер декоративно-прикладного искусства, не только руководит керамической мастерской, но и занимается продажей ее продукции в интернете. «Это важная, хотя и далеко не основная часть нашей работы. Самое главное для нас – реабилитация через творчество, через созидательный труд. Изделия они могут оставить себе на память, подарить близким людям. Но продажи у нас тоже есть. Нам важно, чтобы широкая общественность знала о «неограниченных возможностях» людей с инвалидностью, об их творческом потенциале».

Некоторыми изделиями своих подопечных Екатерина особенно гордится. «Мы занимаемся в том числе созданием сложных, многофигурных керамических композиций. Например, в «Репке» представлены все герои известной русской народной сказки: и бабка, и дедка, и внучка, и кошка, и мышка. В нашей мастерской были изготовлены замечательные шахматы, навеянные средневековыми мотивами…».

В фонде действует и швейная мастерская, которая активно включилась в работу по помощи бойцам специальной военной операции. Здесь шьют простыни и специальные подушки для госпиталей, шорты на липучках для пациентов, антидроновые одеяла.

Помощь фронту – общее дело не только для швейной мастерской, но и для всех сотрудников, волонтеров и подопечных благотворительного фонда. После окончания рабочего дня они вместе плетут маскировочные сети и тактические браслеты, пишут письма нашим защитникам, делают для них поздравительные и приветственные открытки.

Помимо реабилитационных мастерских в здании фонда действуют «тренировочные комнаты». Изначально они предназначались для детей-сирот, выпускников детских домов, которые готовятся к самостоятельной жизни, к переезду в отдельные квартиры. «Наша задача состоит в том, чтобы обучить молодых людей навыкам самостоятельного ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета и так далее, – рассказывает Надежда Арзамасцева. – Сейчас этот проект востребован не только у выпускников детских домов и школ-интернатов, но и у молодых людей с инвалидностью, живущих дома с родителями и другими родственниками. Речь необязательно идет о будущем «отделении». Многие продолжают жить в привычных условиях, но берут на себя больше бытовых забот. В основном это молодые люди с ментальными нарушениями».

Эта «школа самостоятельности» работает даже летом. В Курортном районе Санкт-Петербурга льготные категории горожан имеют право арендовать социальные дачи. В этой программе участвует и фонд. Парни и девушки не только отдыхают, но и учатся брать на себя груз бытовых дел…

Благодарственное письмо воинов СВО
Благодарственное письмо воинов СВО

В ткацкой мастерской фонда приход журналиста вызвал живой интерес. Один из подопечных сразу же предложил подарить мне коврик, на котором может разместиться кошечка или маленькая собачка. Такие коврики создаются из обрезков колготок с резинкой.

В мастерской два настольных ткацких станка. Большой ковер с их помощью создать, конечно, не получится, но, например, дорожки для пола подопечные сделать могут.

Ткацкой мастерской руководит пенсионерка, волонтер фонда, мама двух детей-инвалидов Светлана Мнацаканова. «Мои дети уже взрослые, но нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Фонд нам очень помогает. А я, со своей стороны, стараюсь по мере сил помочь ему, – вступает в разговор Светлана Евгеньевна. – Моему сыну Сереже – 36 лет. Он инвалид второй группы. Екатерине – 35 лет. Она инвалид первой группы».

Таких волонтеров в фонде немало. Родители детей-инвалидов готовы помочь и другим людям. «Наш актив составляют пять-шесть человек. Это самые увлеченные, самые дисциплинированные и ответственные ткачи. Ткачество и плетение – это гармония, радость, успех!» – делится Светлана Мнацаканова.

Еще один волонтер фонда – военный пенсионер, кларнетист и саксофонист Леонид Терентьев. Он возглавляет вокальную группу. Леонид Алексеевич тоже отец «особенного» ребенка.

Терентьев окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Срочную службу проходил в военном оркестре. А затем много лет служил в оркестре Северо-Западного управления Росгвардии.

«Мы собираемся один раз в неделю, по вторникам, – рассказывает Леонид о работе вокальной группы. – Встречи длятся около двух часов. Репертуар самый разный. От бардовских и эстрадных песен до вокальных композиций духовного содержания. Спевки проходят в душевной обстановке. Мы все вместе поем, я аккомпанирую на гитаре».

Терентьев отмечает, что его подопечные очень любят исполнять песни из известных кинофильмов. А недавно у вокальной группы был концерт в Доме ветеранов в городе Всеволожске Ленинградской области.

Во время нашей встречи участники группы готовились к новогоднему концерту. Хормейстер раскрыл главный хит: «Обязательно прозвучит песня «Знаешь, друг мой, скоро – Новый год». Автор слов и музыки – Юрий Шилов. Там есть такие пронзительные слова: «Знаешь, друг мой, скоро – Новый год. // Это время просто оглянуться. // Просто на развилке, без забот, // Постоять. Подумать. Встрепенуться. // Это время что-то поменять, // Что-то в прошлом навсегда оставить, // А хорошее с собою взять // И побольше в будущем прибавить».

БЕЗНАДЕЖНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫВАЕТ

«Реабилитационная работа для меня всегда была и остается частью христианского служения», – говорит Надежда Арзамасцева. Она рассказывает об одном из подопечных фонда. Молодому человеку 26 лет с ментальными особенностями сложно находиться в общественных местах, взаимодействовать с другими людьми. Он вместе со своей мамой приезжает один раз в неделю, чтобы поработать в ткацкой мастерской, где плетет коврики. Обычно они «гостят» около одного часа. После этого уезжают, но парень всегда берет работу на дом. Трудится он очень внимательно, дисциплинированно, целиком погружаясь в процесс. «Этот случай запомнился мне потому, что в силу специфики заболевания, в силу имеющихся ограничений молодого человека было трудно интегрировать в наш реабилитационный процесс, понять его потребности и возможности, – рассказывает Надежда Сергеевна. – Мы сталкивались и с приступами агрессии с его стороны. Но все-таки удалось выработать «формулу», позволяющую ему принимать участие в нашей работе. Один раз в неделю по одному часу – наиболее оптимальный ритм нашего взаимодействия, который не перегружает подопечного, не провоцирует у него приступы агрессии, а способствует его развитию. Безнадежных ситуаций не бывает!»

Арзамасцева убеждена в том, что можно найти подход к каждому человеку. Многие люди с тяжелыми формами инвалидности способны освоить какие-то трудовые навыки, но самостоятельно работать они не смогут. Потребность в контроле и помощи все равно сохранится. Но это не обесценивает трудотерапию. Даже самый незначительный прогресс, любые новые знания и навыки приносят радость подопечным, их родным и близким. Каждый шаг вперед – это лучик надежды, стимул развиваться дальше.