Найти в Дзене
Книжный слушатель

Актриса Мария Сергеева: «Стихи Цветаевой созвучны душе моей героини»

У стихов Марины Цветаевой много поклонников; её огранка чувств и образов, свободное дыхание строк часто находят отклик в душах, в том числе в моей. Поэтому я отправилась на моноспектакль «С Мариной Цветаевой», в котором играет актриса Мария Сергеева из Нижнего Новгорода. Спектакль был показан на открытии III театрального фестиваля «Аэлита» в Москве. Постановка оказалась необычной. Молодая актриса не только читала стихи и прозу Цветаевой, отрывки из ее дневников и писем, но также танцевала, выражая чувства в движениях и пластике. Иногда актриса даже танцевала босиком, намекая на обнаженность поэтической души и ее ранимость. В начале моноспектакля героиня вбежала в зрительный зал, держа в руке потертый чемоданчик и красивую увядшую розу, символ прошедшей любви. Предметы из чемодана тоже были метафорами: лёгкие белые пёрышки намекали на нежность, сыплющийся из бутылки песок напоминал о ходе времени… Всё это подчёркивало смыслы знакомых цветаевских стихов. Я записала видео с одним из стих

У стихов Марины Цветаевой много поклонников; её огранка чувств и образов, свободное дыхание строк часто находят отклик в душах, в том числе в моей. Поэтому я отправилась на моноспектакль «С Мариной Цветаевой», в котором играет актриса Мария Сергеева из Нижнего Новгорода. Спектакль был показан на открытии III театрального фестиваля «Аэлита» в Москве.

Постановка оказалась необычной. Молодая актриса не только читала стихи и прозу Цветаевой, отрывки из ее дневников и писем, но также танцевала, выражая чувства в движениях и пластике. Иногда актриса даже танцевала босиком, намекая на обнаженность поэтической души и ее ранимость.

Актриса Мария Сергеева в моноспектакле "С Мариной Цветаевой"
Актриса Мария Сергеева в моноспектакле "С Мариной Цветаевой"

В начале моноспектакля героиня вбежала в зрительный зал, держа в руке потертый чемоданчик и красивую увядшую розу, символ прошедшей любви. Предметы из чемодана тоже были метафорами: лёгкие белые пёрышки намекали на нежность, сыплющийся из бутылки песок напоминал о ходе времени… Всё это подчёркивало смыслы знакомых цветаевских стихов. Я записала видео с одним из стихотворений; посмотрите, как это было.

-2

Почему актриса соединила стихи и хореографию в своей постановке? Об этом она рассказала в интервью для нашего блога «Книжный слушатель».

– Мария, героиня Вашего моноспектакля – это же не сама поэтесса, а некая молодая женщина, чьи переживания имеют что-то общее с цветаевскими?

– Да. Именно поэтому спектакль называется «С Мариной Цветаевой», подразумевается со-размышление. Стихи Цветаевой созвучны душе моей героини, она находит какие-то параллели со своей судьбой,. Это такой обобщённый лирический образ. И он близок мне. Когда я читаю стихи Цветаевой, то кажется, что это мои собственные стихи. Хотя, конечно, на самом деле я не умею так писать

– Как появилась идея соединить стихи с пластикой?

– Для меня привычно выражать чувство через движение, я же профессиональная балерина. Окончила хореографическое отделение Нижегородского театрального училища, служила в нашем театре оперы и балета, сейчас я в актёрской труппе театра музыкально-пластической драмы «Преображение». Ещё у меня есть проект «Принцесса улиц», я выступаю с пантомимой и другими пластическими миниатюрами, даже отваживаюсь на разные хореографические эксперименты. В рамках этого проекта и появился моноспектакль «С Мариной Цветаевой».

– Тот чемоданчик в руках Вашей героини – действительно, элемент пантомимы, только безо всякой клоунады.

– Груз прошлых отношений, груз боли и обид, с которым невозможно расстаться – вот что означает чемодан моей героини. Она буквально носится со своими переживаниями «как с писаной торбой». Однако в итоге она всё-таки освобождается от тяжелых воспоминаний, у неё появляются светлые мысли, появляется внутренний свет.

– Ближе к финалу происходит многозначительный эпизод. Героиня держит в руках голубой воздушный шарик и перекидывается им со зрителями, а потом шарик громко лопается. Я почувствовала, что это переломный момент, вместе с шариком лопнули какие-то прежние надежды, которые перестали быть нужными.

– Кстати, здесь я впервые попробовала такой интерактив с публикой, подкидывала шарик в руки зрителям и они как бы вступали в диалог со мной. Возникает общность чувств, что очень ценно. Хотя я обычно показываю этот спектакль на сцене и оттуда перекидывать шарик не получается. А здесь, на фестивале, зрительный зал небольшой, публика находится совсем рядом и между нами нет воображаемой «четвертой стены». Я видела лица всех зрителей и когда читала стихи, обращалась к ним напрямую, тоже рассчитывая на со-размышление.