Найти в Дзене
ПроСВЕТ

Фабрика призраков господина Дюма

Мы никогда не узнаем, чьей помощью воспользовался Дюма при написании «Трех мушкетеров». «Потомок негров безобразных», - как и наш Пушкин, Александр Дюма имел черты размыто-негроидные, был трудолюбив, и обладал невероятной живучестью: казалось, играючи переживал все житейские невзгоды. Эти негритянские корни ему припомнили во время скандала об авторстве книг. «Негр, который завел себе негров», - сказал о нем недоброжелатель, отсюда и понятие «литературный негр». Кем был тот нанятый … — журналист? историк? редактор? учитель? просто человек с бойким пером? Никогда, ни в одном другом романе, не будет столько мягкой, изящной иронии, как в этой книге. Да, это так, чистая правда.
Дюма писал не только сам. По сути, он создал литературную фабрику. Это была первая попытка промышленного производства занимательного чтения. Для него работали профессиональные историки, литераторы с потрясающей чуйкой на сюжетные повороты, знатоки исторических анекдотов, журналисты-стилисты своего времени. Одним из
Оглавление

Мы никогда не узнаем, чьей помощью воспользовался Дюма при написании «Трех мушкетеров».

А. Морен. Портрет Александра Дюма. 1842.
А. Морен. Портрет Александра Дюма. 1842.

Литературные негры

«Потомок негров безобразных», - как и наш Пушкин, Александр Дюма имел черты размыто-негроидные, был трудолюбив, и обладал невероятной живучестью: казалось, играючи переживал все житейские невзгоды. Эти негритянские корни ему припомнили во время скандала об авторстве книг. «Негр, который завел себе негров», - сказал о нем недоброжелатель, отсюда и понятие «литературный негр».

Кем был тот нанятый … — журналист? историк? редактор? учитель? просто человек с бойким пером?

Никогда, ни в одном другом романе, не будет столько мягкой, изящной иронии, как в этой книге.

Да, это так, чистая правда.
Дюма писал не только сам. По сути, он создал литературную фабрику.
Это была первая попытка промышленного производства занимательного чтения. Для него работали профессиональные историки, литераторы с потрясающей чуйкой на сюжетные повороты, знатоки исторических анекдотов, журналисты-стилисты своего времени.

Одним из них был литератор Огюст Маке.

Портрет Огюста Маке (1813–1888), литератора, соавтора и сотрудника Александра Дюма. Живописец - Луи Станислав Февр-Дюффер, 1867 г.
Портрет Огюста Маке (1813–1888), литератора, соавтора и сотрудника Александра Дюма. Живописец - Луи Станислав Февр-Дюффер, 1867 г.

Он не был одним из "штатных" литературных редакторов, которых нанимали на работу ситуативно, исходя из запросов на проверку ли фактов, разработку сюжета, архивные уточнения и т.д. Маке — человек всерьез и надолго.

Он доказанный соавтор 18 романов Дюма.

Мирекур атакует

Поводом к скандалу с "литературной эксплуатацией" стал выход в 1845 году памфлета Эжена де Мирекура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“».

Титульный лист памфлета Эжен де Мерикур «Фабрика романов». Торговый дом Александр Дюма и Ко»
Титульный лист памфлета Эжен де Мерикур «Фабрика романов». Торговый дом Александр Дюма и Ко»

Дюма с подачи Мирекура полоскали в прессе, и он взял у всех своих сотрудников, в том числе и у соавтора Маке, письмо с отказом от прав на авторство. Маке позднее заявил в суде, что это письмо было вырвано у него под давлением. Но суд доказательство Дюма в форме отказа от авторства, оформленное по всей форме, полностью удовлетворил: подписывал здоровым, без применения насилия? Тогда какие вопросы? Маке в иске требовал лишь одного: чтобы его имя стояло на книгах вровень с именем Дюма. О деньгах речь не шла — Маке получил свой заработок за труд и был доволен. Он привел массу аргументов — от поиска мемуаров д'Артаньяна (на свое счастье, он не сразу сдал книгу в библиотеку, и ему писали, чтобы он вернул ее в фонды) до восстановления по заданию редакторов газеты, где печали романы, по памяти больших кусков текста.

Eugène de Mirecourt - Эжен де Микекур
Eugène de Mirecourt - Эжен де Микекур

Наконец, чтобы доказать, что он является автором «Трёх мушкетёров», Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи. Этот аргумент оказался роковым. Текст разочаровал судейство - он был слабым.

Дюма, действительно, блестяще правил тексты. И великолепно продумывал композицию романов. И из сырья Маке он делал легкий, воздушный, очаровательно притягательный текст. А вот творчество Маке эксперты и судьи сочли слабым. Таким образом Маке определили не в соавторы, а в "литературные секретари" (таким был, к примеру, и Владимир Познер при Самуиле Маршаке), а само обращение в суд сочли не достойным удовлетворения посягательством на лавры известного писателя.

Казнь Миледи. Узнаваемый стиль художника Мориса Лелуара. 1894 г.
Казнь Миледи. Узнаваемый стиль художника Мориса Лелуара. 1894 г.

Викторина и другие подробности о ДЮМА — чуть больше по теме: в ТГ-канале «ПроСВЕТ».