Найти в Дзене
Александр Ведяшкин

🔴ТАЙНА ПОД ПЕРЕПЛЕТОМ

Иногда самые удивительные открытия происходят совершенно неожиданно… Только представьте: небольшая потёртая книжица, передаваемая вам старым знакомым вдруг оказывается настоящим кладом! Именно так случилось с исследователем Иваном Никифоровичем Заволоко, когда в его руки попала невзрачная на первый взгляд рукопись. Внутри неё скрывался бесценный документ второй автограф знаменитого Жития протопопа Аввакума и Епифания. До открытия Заволоко существовало лишь одно известное прижизненное собрание сочинений Аввакума это знаменитый Пустозерский сборник, хранившийся ранее в собрании В.Г. Дружинина. Это открытие значительно расширило наше представления о творчестве Аввакума и позволило глубже изучить особенности его литературного стиля и мировоззрения. "И. Н. Заволоко ИСТОРИЯ НАХОДКИ РУКОПИСИ" "Еще в ЗО-е годы я занимался изучением письменной старины и с этой целью побывал в старообрядческих поселениях Прибалтики (Латгалия, Причудский край). После войны, познакомившись с В. И. Малышевым, п

🔴ТАЙНА ПОД ПЕРЕПЛЕТОМ.

Иногда самые удивительные открытия происходят совершенно неожиданно… Только представьте: небольшая потёртая книжица, передаваемая вам старым знакомым вдруг оказывается настоящим кладом!

Именно так случилось с исследователем Иваном Никифоровичем Заволоко, когда в его руки попала невзрачная на первый взгляд рукопись. Внутри неё скрывался бесценный документ второй автограф знаменитого Жития протопопа Аввакума и Епифания.

До открытия Заволоко существовало лишь одно известное прижизненное собрание сочинений Аввакума это знаменитый Пустозерский сборник, хранившийся ранее в собрании В.Г. Дружинина. Это открытие значительно расширило наше представления о творчестве Аввакума и позволило глубже изучить особенности его литературного стиля и мировоззрения.

"И. Н. Заволоко ИСТОРИЯ НАХОДКИ РУКОПИСИ"

"Еще в ЗО-е годы я занимался изучением письменной старины и с этой целью побывал в старообрядческих поселениях Прибалтики (Латгалия, Причудский край). После войны, познакомившись с В. И. Малышевым, по его настоятельным просьбам, вновь стал искать сочинения Аввакума.

В 1966 г. москвич Максим Сергеевич Сергеев подарил мне небольшую рукописную книжицу. Отдавая ее, он сказал: «Это „Поучения Дорофея“, из книг Анны Васильевны Мараевой. Большая любительница старины была».

Внешний вид небольшой рукописной книжки был скромный. На первом отдельном листе находилось «Поучение преподобного отца нашего аввы Дорофея о любви», дальше шли тексты житий Аввакума и Епифания, написанные двумя разными почерками.

Позднее, тщательно просматривая рукопись. Я обратил внимание на листок, которым была заклеена внутренняя сторона нижней доски переплета: там просвечивал какой-то рисунок и текст. Осторожно отклеив листок, я обнаружил знакомый рисунок из трех кругов и текст внутри его: «Аввакум-протопоп понужен бысть житие свое написати иноком Епифанием, понеже отец ему духовной инок, да не забвению предано будет дело божие; и сего ради понужен бысть отцем духовным на славу Христу-богу». Рисунок и надпись напомнили мне Пустозерский сборник из собрания В. Г. Дружинина. «Не автограф ли и это Аввакума?», — подумал я. Я разослал письма и фотоснимки с отдельных листов рукописи В. И. Малышеву и А. Н. Робинсону, они поздравили меня с выдающейся паходкой, с открытием драгоценнейтей рукописи — вторым автографом житий Аввакума и Епифания из собрания А. В. Мараевой.

Хранительница автографа Анна Васильевна Мараева родилась в 1845 в д. Топорино ( Калужской области, Медынского уезда), в старообрядческой семье крестьянина Василия Волкова.

А. В. Мараева не жалела средств и на приобретение старинных рукописей и книг «дониконовской» печати. Из окрестностей Серпухова, из Москвы, из далекого Поморья и Олонецкого края привозили к ней книжную старину. По-видимому, так она приобрела и Пустозерский сборник.

А. В. Мараева знала, как показывает ее запись в конце рукописи, что она хранит автографы Аввакума и Епифания, ценила эту реликвию (сохранилась даже фотография А. В. Мараевой с Пустозерским сборником в руках). Интересовалась А. В. Мараева и литературой, посвященной Аввакуму (в ее собрании было издание Жития Аввакума 1861 г., «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова, исторические материалы Г. Есипова и др.).

Скончалась А. В. Мараева в 1928 г. в г. Серпухове. В ее бывшем доме разместился Серпуховский историко художественный музей. В музее находится портрет А. В. Мараевой и архивные материалы об основательнице собрания.

Рукопись Пустозерского сборника из собрания А. В. Мараевой была передана мной 20 марта 1968 г. в Хранилище древнерусских рукописей Пушкинского Дома, в котором она находится и в настоящее время".

"ПУСТОЗЕРСКИЙ СБОРНИК афтографы сочинений Аввакума и Епифания"

Изд. "Наука" Ленинград 1975 г.

Стр. 10–14.