Найти в Дзене
Вадим Литвинов

Образ «трезвенника» Велюрова в фильме «Покровские ворота».

Дорогие друзья! Давайте сегодня вспомним прекрасный советский фильм «Покровские ворота». В нем есть интересная сцена, когда молодой парень Костик (актер Меньшиков) говорит Велюрову (актер Броневой): «А не бахнуть ли нам по рюмашке?» На что Велюров с пафосом отвечает: «Заметьте, не я это предложил!» Но при этом выпить он не отказался! Давайте подробнее рассмотрим поведение Велюрова в этой сцене. Мне кажется, что здесь прослеживается лицемерие и попытка показать свое моральное превосходство над собеседником! Сцена с предложением выпить в фильме «Покровские ворота» является ярким примером тонкой психологической игры, которую можно расценить как лицемерие и демонстрации морального превосходства со стороны Аркадия Варламовича Велюрова. Лицемерие здесь проявляется не столько в отрицании собственной инициативы, сколько в попытке совместить два противоречащих друг другу желания: выпить и сохранить моральный авторитет. Это типичное поведение человека, который находится в конфликте между своими

Дорогие друзья! Давайте сегодня вспомним прекрасный советский фильм «Покровские ворота». В нем есть интересная сцена, когда молодой парень Костик (актер Меньшиков) говорит Велюрову (актер Броневой): «А не бахнуть ли нам по рюмашке?» На что Велюров с пафосом отвечает: «Заметьте, не я это предложил!» Но при этом выпить он не отказался!

Давайте подробнее рассмотрим поведение Велюрова в этой сцене. Мне кажется, что здесь прослеживается лицемерие и попытка показать свое моральное превосходство над собеседником!

Сцена с предложением выпить в фильме «Покровские ворота» является ярким примером тонкой психологической игры, которую можно расценить как лицемерие и демонстрации морального превосходства со стороны Аркадия Варламовича Велюрова.

  1. Отрицание инициативы. Фраза: «Заметьте, не я это предложил!» — это попытка дистанцирования от «непристойного» (с точки зрения Велюрова) предложения выпить. Велюров подчеркивает: он не является инициатором, и таким образом как бы снимает с себя ответственность за то, что дальше может произойти. Это классический пример защитного механизма, который часто используют люди, не желающие признавать свои слабости (когда «и хочется, и колется», «он не хотел, но вынужден был согласиться, чтобы не обидеть товарища своим отказом»).
  2. Быстрое согласие. Сразу после декларации о том, что это не он предложил, Велюров говорит: «Идемте!» То есть фактически он моментально принимает предложение «бахнуть».

Лицемерие здесь проявляется не столько в отрицании собственной инициативы, сколько в попытке совместить два противоречащих друг другу желания: выпить и сохранить моральный авторитет. Это типичное поведение человека, который находится в конфликте между своими желаниями и общественным мнением (то есть его слова расходятся с его делами).

Психологический подтекст этой сцены гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Велюров, будучи человеком театральным и склонным к позёрству, пытается сохранить лицо, создать впечатление, что он выше подобных предложений. При этом его немедленное согласие пойти выпить показывает истинное желание.

Социальный аспект этой сцены также важен. В советском обществе употребление алкоголя часто сопровождалось подобными словесными уловками — люди как бы «умывали руки»,перекладывая ответственность за решение выпить на других. Эта сцена — прекрасный пример того, как через бытовой эпизод режиссёр раскрывает глубокие черты характера персонажа, его внутренние противоречия и социальные установки того времени.