Найти в Дзене
Музей музыки

Интересный экспонат из коллекции А.Б. Гольденвейзера - телеграмма Х.С. Темирканова

В Российском национальном музее музыки хранится телеграмма Хату Темирканова, отца знаменитых музыкантов Бориса и Юрия Темиркановых. 24 января 1942 года он докладывает в Управление искусств Тбилиси о перечислении авторских гонораров профессорам Московской консерватории В.В. Нечаеву, А.А.Крейну и А.Б. Гольденвейзеру. 8 августа 1941 года в эвакуацию на Кавказ выехала группа музыкантов и композиторов Московской консерватории во главе с ректором – Александром Борисовичем Гольденвейзером, тогдашинм ректором. Первым пунктом прибытия стал Нальчик – столица Кабардино-Балкарии. Здесь их и принял начальник Управления по делам искусств при Совнаркоме республики Хату Сагидович Темирканов и с порога «буквально «заразил» москвичей северокавказским фольклором. «Слушали ансамбль песен и плясок Кабардино-Балкарии. Песни очень хорошие, а пляски изумительные. Красота, темперамент, благородство, целомудрие – несравненные», – писал в дневнике Гольденвейзер. Слушали не только живую музыку, но и записи на шор

В Российском национальном музее музыки хранится телеграмма Хату Темирканова, отца знаменитых музыкантов Бориса и Юрия Темиркановых.

Темирканов Х.С. Телеграмма от Х.С. Темирканова в Управление искусств Тбилиси - Нальчик. Из фондов Музея музыки.
Темирканов Х.С. Телеграмма от Х.С. Темирканова в Управление искусств Тбилиси - Нальчик. Из фондов Музея музыки.

24 января 1942 года он докладывает в Управление искусств Тбилиси о перечислении авторских гонораров профессорам Московской консерватории В.В. Нечаеву, А.А.Крейну и А.Б. Гольденвейзеру.

8 августа 1941 года в эвакуацию на Кавказ выехала группа музыкантов и композиторов Московской консерватории во главе с ректором – Александром Борисовичем Гольденвейзером, тогдашинм ректором. Первым пунктом прибытия стал Нальчик – столица Кабардино-Балкарии.

Здесь их и принял начальник Управления по делам искусств при Совнаркоме республики Хату Сагидович Темирканов и с порога «буквально «заразил» москвичей северокавказским фольклором. «Слушали ансамбль песен и плясок Кабардино-Балкарии. Песни очень хорошие, а пляски изумительные. Красота, темперамент, благородство, целомудрие – несравненные», – писал в дневнике Гольденвейзер. Слушали не только живую музыку, но и записи на шоринофоне – специальном приборе, изобретенном Александром Шориным в 1931 году.

Получив заказы на сочинение новой музыки, композиторы создали целый букет ярких произведений на кабардино-балкарские темы. Николай Мясковский написал 23-ю «кабардинскую» симфонию и Седьмой струнный квартет. Свой «кабардинский» квартет, № 2, сочинил и Сергей Прокофьев и септет – Василий Нечаев. Александр Крейн – симфоническую сюиту «Кабардинская» и вокальный цикл «Горная Балкария», Самуил Фейнберг – фортепианную рапсодию и шесть кабардинских песен. Автор Лермонтовской оперы «Бэла» Анатолий Александров написал «Три песни народов Северного Кавказа», а Александр Гольденвейзер – цикл из 12 кабардинских песен и танцев.

10 февраля 1942 года, уже в Тбилиси, состоялось прослушивание. «Играли … симфонию Мясковского, квартет Прокофьева, поэму Нечаева и мои 12 вещей (песни пела Нина Дорлиак). Темирканов … в восторге от наших работ. Мне приятно, что мои вещи всем понравились (даже Мясковскому и Прокофьеву)» – записал в дневнике Гольденвейзер.

В коллекциях музея хранятся рукописи 23 симфонии Мясковского, «Горной Балкарии» Крейна, Кабардино-балкарских песен и танцев Гольденвейзера. А еще – одна из телеграмм Хату Темирканова – о материальной поддержке, столь необходимой тогда (зима в Тбилиси выдалась на редкость холодная). Обстановка на фронте заставит музыкантов двигаться дальше, в Ташкент. Нальчик будет оккупирован немцами, Хату Темирканов уйдет в партизаны, будет схвачен и расстрелян фашистами. «Чудесный, чистый, честный человек», напишет о нем Гольденвейзер.