Мы все их видим, но редко понимаем; зачастую не помним или не придаем значения. Однако некоторые из них настолько яркие, что остаются в памяти надолго. Думаю, каждый хотя бы раз в жизни задавался вопросом: «Зачем мне это приснилось?» и пытался найти во сне намеки на будущие. Являются ли сны провидением или у них иная функция?
В течение долгого времени сны были тайной за семью печатями. Они пугали и вдохновляли, а потаенные смыслы казались настолько правдоподобными, что их значение искали в специальных справочниках – сонниках. Они были настольной книгой многих состоятельных женщин. Впрочем, эти пособия всегда вызывали скептицизм:
«Все эти сонники, это, конечно, ерунда… для барышень, – считает доктор биологических наук Татьяна Черниговская, – и, хотя я не люблю Зигмунда Фрейда, все-таки он очень много сделал на эту тему, поэтому надо читать его «Толкование сновидений». Это же огромная работа! Это дорога, по которой наука ходила уже. Конечно, это серьезно. Только не буквально, как трактуют такие вещи: увидел карандаш, и сразу понял – это означает то-то и то-то».
Свободные ассоциации по Фрейду
Первым, кто всерьез взялся за сновидения, был «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд. Он считал, что в снах зашифрованы послания от бессознательного.
«Сны – отражение реальности. Реальность – отражение снов», – утверждал он.
Фрейд толковал сновидения при помощи метода свободных ассоциаций, когда при обсуждении сна пациент озвучивал все приходящие на ум мысли и аналогии, не рассуждая над их смыслом. Как это работает, смотрите на фото в галерее с анализом сна Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин». Интересно, что именно «Толкование сновидений» (1900 год), а не «Введение в психоанализ», Фрейд считал своей самой важной работой.
Согласно его теории, сновидения имеют два слоя: внешний, который мы видим и воспринимаем, и внутренний – скрытый, отражающий подавленные желания. Однако понять подоплеку сна сложно: чтобы обойти контроль моральных и этических норм (недремлющее Супер-Эго), психика намекает на них через разные визуальные образы.
Работу Фрейда продолжил его ученик Карл Густав Юнг. Он значительно расширил взгляды на сновидения, предположив, что сны могут отражать не только подавленные желания, но и коллективные архетипы*, а также компенсировать рутину сознательной жизни.
«Многое может работать, даже если мы не понимаем, как именно оно устроено. Но мы можем значительно облегчить эту работу, если научимся понимать сны. Часто это необходимо, потому что заглушить голос бессознательного очень легко», – писал он.
Теории Юнга широко используют до сих пор. Это несложно, особенно если у вас есть профильное образование или... путеводитель, например, такой как «Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и найти силы следовать зову сердца» американских психоаналитиков Лизы Марчиано, Деборы Стюарт и Джозефа Ли. Если вы серьезно увлечены своей «ночной жизнью» и хотите приоткрыть ее тайны, эта книга незаменима! Выделю самые важные моменты:
- человеку чаще всего снится он сам (даже если сон касается другого);
- не стоит расшифровывать сны, заменяя одни знаки другими (то есть искать значение символов в сонниках или интернете);
- сны о смерти символизируют окончание чего-либо: отношений, жизненного этапа, работы:
«“Смерть в мире грез всегда связана с развитием личности и характера“, – говорит специалист по сновидениям и психоаналитик Джеймс Тейлор. Перемены в жизни могут сопровождаться потерей отношений, убеждений или ролей. Часто это представляется нам как смерть, которая по свидетельству многих мифов, знаменует новый этап развития» (цитата из книги «Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и найти силы следовать зову сердца»).
- сны содержат данные, скрытые от сознания, поэтому их полезно анализировать: какая в них есть новая информация, почему это приснилось именно сейчас и т.д.
- позиция эго (сознания) во сне, скорее всего, ошибочна: по словам психоаналитика Патриции Берри, нам «сложно понять, что мы в чем-то заблуждаемся», поэтому важно помнить, что пугающие элементы сна на самом деле несут какую-то ценность. Как их можно использовать для пользы? Какие выводы можно сделать из приснившейся ситуации? – те вопросы, над которыми стоит задуматься в первую очередь;
- уловить суть сна несложно: вы сразу поймете, когда это произойдет, почувствовав, будто внутри что-то щелкает. Это можно сравнить с озарением: «обычно в теле в этот момент что-то меняется. Вы просто знаете, что это так, и чувствуете себя немного измененным».
Кроме этого, авторы подробно рассказывают об архетипах, распространенных образах (в том числе отталкивающих и пугающих), техниках активного воображения и методах работы со сновидениями; также в книге есть много практических упражнений.
«Работать со сновидениями достаточно сложно: мы должны дистанцироваться от собственного сознания, от того, как мы мыслим наяву, чтобы вжиться в принципиально иной образ мысли нашего создателя снов. Это непросто. Даже Юнг писал: "Понять сон настолько трудно, что я уже давно выработал такое правило: когда кто-то рассказывает мне о своем сновидении и спрашивает моего мнения, я говорю, и говорю прежде всего самому себе: «Я понятия не имею, что означает этот сон»". После этого можно приступать к анализу» (цитата из книги «Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и найти силы следовать зову сердца»).
Тайная жизнь мозга
Известно, что за ночь мы видим пять-шесть разных снов, но в памяти остается в лучшем случае пара историй. Тем не менее у ученых нет однозначного ответа на вопрос, зачем нам сны. Сновидения остаются одной из интригующих загадок, над которой работают нейробиологи, психологи и сомнологи.
Еще одной тайной является быстрый сон, во время которого чаще всего и возникают яркие сновидения. Исследователь Мишель Жуве выдвинул гипотезу, что в этой фазе происходит перенос врожденных поведенческих программ из генетической памяти в нервную систему. Однако более распространенной точкой зрения является предположение, что сон и, в частности, сновидения служат для обработки дневной информации. В них происходит сортировка воспоминаний, закрепление важного опыта и отсеивание второстепенного.
«Сон – это не отдых, – объясняет доктор биологических наук Татьяна Черниговская. – Это тяжелая работа мозга. В это время происходит сортировка и перезапись информации, полученной за день. Мозг решает, что забыть, а что перенести в долговременную память. Сновидения – это, по сути, побочный продукт этой гигантской работы, "шум" от перегруженного сервера. Но в этом шуме может быть важный сигнал».
В психологии, сновидения рассматривают как инструмент психической адаптации. Во сне мозг может работать над решением эмоциональных задач, помогая справляться со стрессом, тревогой и внутренними конфликтами. Например, ночные кошмары часто возникают после пережитых потрясений, что можно интерпретировать как попытку психики адаптироваться к травмирующему опыту и восстановить эмоциональное равновесие.
Особый интерес представляет теория, согласно которой ключевая биологическая функция сновидений – моделирование потенциально угрожающих ситуаций. Анализ содержания типичных снов (погони, падения, опоздания, катастрофы) показывает, что в них преобладают темы опасности и конфликта. Так что мозг, скорее всего, целенаправленно конструирует сложные модели мира и обращает повышенное внимание на угрожающие события.
Возможно, многократное «проигрывание» опасных сценариев способствует отработке новых навыков и повышает шансы на выживание в реальном мире (в первую очередь это было актуально для первобытных людей). Данные исследований снов детей и людей, переживших травму, а также представителей традиционных обществ, косвенно поддерживают эту идею. Таким образом сновидения можно рассматривать в том числе как тренировку психики, когда мозг, просчитывая разные ситуации и их исходы, готовит нас к возможным будущим вызовам. Так что отказываться от сна не только опасно (у людей, которые умерли из-за недостатка сна, были обнаружены множественные повреждения органов – во сне мозг сканирует тело, устраняя неполадки), но и неразумно. Кто знает, какие навыки вам пригодятся завтра?
Вещие сны
«Вещие сны есть. Объяснения этому нет, но они есть, – вновь процитирую Татьяну Черниговскую. – И что с этим делать? Я не должна как ученый это говорить – должна сказать, что все это бабкины беседы, и нечего тут обсуждать. Но они есть! То, что мы не можем их объяснить, говорит только о том, что мы их не можем объяснить».
Тем не менее предсказания во сне могут иметь научное объяснение, хотя нельзя исключать и совпадения двух событий. Известны случаи, когда человеку снилось, что он заболел, и в реальности происходило то же самое (похожая ситуация с беременностью). Во сне мозг непрерывно анализирует информацию, в том числе – слабые сигналы от тела. Он может улавливать первые, еще не осознанные признаки начинающегося заболевания, проецируя их в образы сновидений.
«Мария-Луиза фон Франц, коллега и соратница Карла Юнга, писала, что сны не могут защитить нас от превратностей судьбы, болезней и печалей человеческой жизни. Но они могут подсказать, как с этим справляться, как найти смысл в жизни, как выполнить свое предназначение – следовать за своей звездой, если можно так сказать, – и в конце концов реализовать то, что заложено в нас» (цитата из книги «Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и найти силы следовать зову сердца»).
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылке. На канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.
Сноска:
*Коллективные архитипы в теории – врожденные шаблоны поведения и мышления, общие для всех людей. Проявляются в мифах, снах, искусстве.