Еще перед тем, как записаться в школу приемных родителей, я задумалась о том, а зачем, собственно, мне приемные дети. Какие мотивы движут мной и что я жду от приемного родительства. Но разобраться с ходу не получилось. Чтобы честно ответить себе на эти вопросы, потребовался не один месяц.
Какая мотивация приемных родителей верная
В ШПР была целая лекция о том, почему люди берут детей из детского дома. Нас было 15 человек и у каждого мотивация оказалась своя. Кто-то хотел принять ребенка в семью, так как свои дети не получались. Другие желали сделать мир лучше и считали долгом забрать «бедную сиротку».
Еще часто приемными родителями становятся, чтобы заполнить опустевший дом, когда собственные дети выросли и разъехались, или заменить погибшего ребенка. Некоторые «соло-мамы» усыновляют ребенка, чтобы убежать от одиночества.
Какие-же мотивы хорошие, а какие не очень? В ШПР нам сказали, что правильных и неправильных мотивов нет. И я в общем с этим согласна. Почти всегда мотивы для принятия ребенка в семью – смешанные. Другими словами, у каждого приемного родителя сразу несколько причин, по которым они ходят усыновить или взять под опеку ребенка.
Важно, чтобы эти самые мотивы в первую очередь были направлены на благополучие и интересы ребенка. А вот решить проблемы в семье за счет приемного ребенка не выйдет. Более того, к проблемам добавятся сложности воспитания ребенка. Нужно сначала решить проблемы, а уже потом принимать ребенка в семью.
Вообще каждый мотив может оказаться как деструктивным, так и вполне благоприятным. Например, бездетная семья хочет взять ребенка из детского дома. Они долго-долго пытаются родить свое чадо, и в итоге приходят к мысли об усыновлении. Будущие мама и папа хотят подарить любовь и заботу ребенку из детского дома. Кажется, что мотив направлен на интересы малыша и у приемных родителей все сложится успешно. Но есть факторы, которые могут этому помешать.
Бездетная пара должна осознать и пережить потерю возможности иметь собственных детей. Приемные родители считают ребенка своим, но родили этого малыша не они. У него другие биологические родители. А значит, он может внешне и внутренне быть не похожим на приемных родителей и не соответствовать их ожиданиям.
На этапе, когда все только начинается, большинство будущих родителей скажут: «Ну и ладно. Мы выберем малыша с «нужным» цветом волос и глаз». Однако, позднее, когда малыш подрастет и начнутся подростковые «выкрутасы» эти же родители вспомнят о том, что ребенок не родной, считая, что во всем виноваты гены. Чтобы избежать трагедии, лучше ничего не ожидать от приемного ребенка. Тогда все неудачи будут восприниматься проще и спокойнее.
И уж точно не стоит брать ребенка в семью из-за того, что у всех дети есть, а у вас нет. Любой ребенок – это тяжелая работа, которая доставит удовольствие, только если родители этого действительно хотели.
Что я ответила психологам на вопрос о моей мотивации
В итоге в ШПР от меня никто не требовал ответа, зачем мне приемный ребенок. Хотя в опеке такой вопрос задали: «У вас же есть дочка. Зачем приемного брать?» А и правда, зачем мне еще один.
Поразмыслив на эту тему, я пришла к выводу, что одного мне мало)) Хочу и могу дать любовь и поддержку еще одному малышу. У меня действительно есть желание и ресурс воспитать и сделать счастливым не только родную дочку, но и приемного ребенка. Специалисты опеки тогда удовлетворились ответом.
Позже, когда мы проходили психологическое обследование семьи, чтобы принять в семью еще одного приемного ребенка, мне снова пришлось формулировать ответ на вопрос о мотивации. Но звучал он уже сложнее. «Вот у вас уже есть и родной, и приемный ребенок. Зачем еще-то»?
Ответ лежал на поверхности. Хочу большую семью. Оказывается, любовь между детьми не делится, она множится. И я все еще чувствуют нерастраченную любовь, которую хотелось бы подарить еще одному малышу.
Позднее, когда у нас появился Вася, стало намного сложнее. Трудностей прибавилось. Но до принятия в семью третьего ребенка наша семья была счастливой, а с Васей мы стали еще счастливее.
А что с мотивами, о которых не говорят
И в конце, чтобы не быть приторно сладкой, мне бы хотелось вспомнить еще о двух мотивах – корысть и геройство. Начну про геройство-спасательство.
Почти каждый человек хочет быть героем, но мало кто в этом сознается. Среди психологов считается, что это неудачная мотивация. Но только лишь тогда, когда идея «Я спасу ребенка из детского дома!» является главной и единственной у приемных родителей. Ведь в таком случае родители подсознательно ожидают благодарности от ребенка. В итоге все заканчивается взаимными претензиями.
Другое дело, если основной мотив будущих родителей направлен на самого ребенка. Например, я хочу дарить любовь и заботу приемным детям. Но взяв Вику и Васю из детдома, я тем самым вытащила их из системы. И это ведь хорошо, детям нужна семья. А если кто-то считает нас с мужем героями, что ж пусть так. Не буду переубеждать и немножко потешу свое самолюбие).
Теперь про материальную выгоду. Вообще приемное родительство не очень выгодное дело, с точки зрения прибыли. Если речь идет о пособии, то на нем заработать не удастся. Эти деньги можно тратить только на детей. А вот вознаграждение приемным родителям – это уже средства, которыми распоряжаются опекуны. Беда только в том, что в большинстве регионах на эти деньги не разгуляешься. Правда, в некоторых регионах, в частности в Москве, за детей действительно платят не плохо. Шиковать не получится, но жить можно.
Так вот. Я как приемная мама осознаю, что приемные детки – сложные. Вике и Васе нужно уделять в разы больше времени, чем среднестатистическому нормотипичному родному ребенку. Но мне нравится заботится, воспитывать и лечить моих детей. И однажды я решила должность замглавного редактора сменить на приемное родительство. То есть одну сферу деятельности я заменила другой. Я считаю, если приемная мама хорошо справляется со своей задачей, то нет ничего плохого в том, что она за свою работу получает чуть-чуть денежек).