Подъём рабочего движения оказывал сильное влияние на построение армии. Ленин отмечал что "массовые стачки не могли не зажечь повсюду революционного пламени. И вспышки восстания в войсках доказали, что это пламя загорается, -везде есть горючие материалы, - везде накопляются революционное настроение масс, даже у тех рабочих и крестьян, которые задавлены муштрой казармы ".
В начале 1912 года в Балтийском флоте не было ни одного крупного корабля, где большевики не вели бы подпольной работы и где бы не было революционного кружка матросов. Наиболее сильные организации имелись на крейсере "Рбрик" и на линкоре "Цесаревич". Рассчитывая на поддержку питерских рабочих, представители кораблей на своей сходке решили начать 24 апреля 1919 года вооружённое восстание. Этот план был сорван провокаторами. Вторично восстание предполагалось начать в ночь с 10 на 11 июля. Первыми должны были выступить матросы на линкоре "Павел I" , а по их сигналу - на других кораблях. Формировались боевые дружины, матросы собирали оружие, ломы и другое. Но и на этот раз восстание было предупреждено арестами.
Большевистские организации Балтики поддерживали тесную связь с большевиками Черноморского флота, намечавшими поднять восстание одновременно с балтийцами весной 1912 года. Восстание подготовлялось и в сухопутных частях Севастопольской крепости. Однако в середине мая по доносу провокатора была раскрыта революционная организация на линкоре "Иоанн Златоуст". Из 30 арестованных матросов шесть были расстреляны. В июне-июле было арестовано ещё 500 матросов. В октябре 1912 года состоялся суд над матросами-черноморцами - 10 человек были казнены, 111 приговорены к каторжным работам. По всей стране поднялось движение протеста. Стачки и демонстрации состоялись в Петербурге, Москве, Риге, Сормове и других городах.
В июле 1912 года вспыхнуло восстание сапёров в Троицких лагерях под Ташкентом. Однако восставших не поддержали остальные войска лагерного сбора. В тот же день движение было подавлено. По приговору военного суда 14 наиболее активных участников восстания были повешены.
На эту новую кровавую расправу пролетариат ответил мощной волной протеста. "На улицах Петербурга, Риги, Москвы,- писал Ленин,- пролетариат протянул руку передовикам мужицкого войска, героически поднявшимся против монархии ".