Эпизод третий: по рекам и каналам
Первая вариация водной системы показала свою несостоятельность буквально в самом начале эксплуатации. Голландские инженеры, получив жалование, отбыли на родину, потирая руки, и, вероятно, потешаясь над глупыми русскими, которых они так удачно накололи - в гидросооружении категорически не хватало воды.
Дошло до того, что один из караванов, полных товарами, так необходимыми в Петербурге в разгар Северной войны, сел в Тверце на мель, и барки гнили в реке целый сезон.
Между тем, Матвей Петрович Гагарин - ответственный за строительство и взаимоотношения с голландскими специалистами, уже усвистал на губернаторство в Сибирь, и никакой ответственности за разбазаренные на пустопорожний прожект средства на сей раз не понес. И тут на сцену выходит наш монгол, купец Сердюков. Пока голландцы с помощью шлюзов и Тверецкого канала превращали Вышний Волочек в Венецию на минималках, сметливый купчина внимательно наблюдал за их работой.
Выводы, к которым в конечном итоге он пришел (и до чего не докумекали забугорные профессионалы) были просты и элементарны.
Главная проблема ведь заключалась в чем? В недостатке воды. А каким образом это исправить? Очень просто - изыскать поблизости относительно полноводную речку, перенаправить ее русло в нужную сторону, и забацать водохранилище, с помощью которого питалась бы система.
Задумано-сделано: Сердюков обратился со своим проектом к царю (благо, они были лично знакомы с той поры, как Михаил Иванович работал в Москве у Евреинова). Государь план одобрил. Еще бы: купец обязался осуществить все работы, не залезая загребущей рукой в казну - своими силами и за свой счет, в обмен лишь на право беспошлинно торговать вдоль берегов.В Волочке вновь застучали топоры и звонко запели двуручные пилы, а наемные крестьяне, вооружившись тачками да лопатами, приступили к земляным работам. По проекту Сердюкова, речку Шлину с помощью искусственного канала вывели в два небольших озера, из которых Цна должна была напитаться водой.
Кривое русло реки, благодаря голландцам застроенное шлюзами, Сердюков спрямил другим каналом - в обход этого лабиринта.
(Сейчас - это вышневолоцкий городской парк Текстильщиков). Наконец, под городом, недалеко от усадьбы Сердюкова, была возведена дерево-земляная плотина (бейшлот) и обустроено Заводское водохранилище - как резервный водоем, который должен был обеспечивать высокую воду в засушливый летний период.
Еще одним важным новшеством был размер деревянных шлюзов. Новые шлюзы были вместительнее голландских, и позволяли судовщикам собираться в караваны, увеличивая товаропоток и уменьшая расходы. Система заработала в полную мощь под самый занавес Северной войны, но сразу же показала свою высокую эффективность. Движение в ее рамках выглядело так: груженые суда из Волги поднимались по Тверце (против течения, как правило - с помощью бечевника на конной или бурлацкой тяге) до Тверецкого канала в Волочке. В самом городе формировались караваны. Затем, пройдя Цнинский (Сердюковский) канал, судовщики оказывались в озере Мстино, откуда уже по течению Мсты мчались в сторону Новгорода и далее - по Волхову и Ладоге - в Петербург.
Благодаря повышению уровня воды в реках, случаи посадки барок на мель и крушения на речных порогах удалось свести к минимуму. Даже знаменитые пороги под Боровичами почти перестали досаждать корабелам: спуск Заводского водохранилища в Вышнем Волочке позволял преодолевать перепад высот по большой воде с помощью опытных лоцманов. Однако, даже гений самоучки-гидротехника не смог справиться с тем, что движение осуществлялось по прежнему в один конец. Но ничто не пропадает даром: хитроумные судовладельцы придумали использовать барки, дошедшие до столицы, в качестве мобильных торговых точек, а когда продажа товаров была закончена - разбирали корабли на дрова.
Петр 1 был до того доволен результатом от роста товарооборота, что отдал в концессию Михаилу Ивановичу всю систему сроком на 50 лет, с правом взымать пошлины с каждой сажени перевозимого груза, рубить лес вдоль берегов и до кучи - торговать вином да водкой, не платя государственного акциза на продажу алкоголя, что само по себе нонсенс. Ибо акциз с торговли спиртным составлял весьма значительную долю доходов бюджета еще со времен Ивана Грозного.Так неведомый монгол с Селенги своими трудами и смекалкой превратился в одного из богатейших людей Российской империи. Он основал в Вышнем Волочке еще несколько заводов, на постоянной основе производил речные барки, занимался починкой гидросооружений и даже углублением русла на Мсте.
Для этого он догадался запирать притоки реки плотинами, вследствие чего она мелела, а потом в ход вступали тачки и лопаты в натруженных крестьянских руках. Вся дальнейшая жизнь и коммерческие успехи Михаила Ивановича Сердюкова были тесно связаны с Вышним Волочком и выпестованной им водной системой. Пережив царя Петра, селенгинский кочевник достиг фантастических высот, получив потомственное дворянство лично из рук Елизаветы Петровны в 1742 году. Михаил Сердюков скончался в 1754 году, передав управление Вышневолоцкой системой сыну Ивану. Увы, после трагической гибели Ивана Михайловича Сердюкова при неясных обстоятельствах на Заводском водохранилище, внук купца - Михаил - бездарно промотал состояние, нажитое дедом, и Вышневолоцкий водный путь перешел в казну.
За долгие годы функционирования система пережила еще несколько модернизаций, но это уже совсем другая история.
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец.
#вышний #волочек #водныепути #история #гидро #успех #видео
З.Ы. Кому интересна история водных путей - милости просим на наш ютубчик или в VK.видео.
Добавляйтесь в ТГ-канал, там в принципе всё то же самое, но больше фоток и иногда бывают эксклюзивы.
YouTube плейлист "Водные пути России": www.youtube.com/playlist?l...
ВК: vkvideo.ru/playlist/-178661384_1
ТГ: https://t.me/gavriliny_skazy