Посмотрели уже «Pluribus»? Если нет, не отказывайте себе в этом удовольствии. Охотно рекомендую и даже советую потом пересмотреть, что и сама собираюсь сделать в ближайшее время. Уж слишком там много смыслов и всяких подтекстов, которые можно долго разгадывать, да и красиво это невероятно – и по картинке, и по замыслу.
Снова солнечный Альбукерке, снова прекрасная, «сделанная из железа» Ким, то есть Риа Сихорн, только без Джимми, Майка, Начо и прочих наших любимцев из «Лучше звоните Солу». Создатель культовой франшизы Винс Гиллиган, к его чести, не мог оставить в покое эту замечательную актрису и придумал для нее просто супер роль, максимально раскрывающую ее актерские данные. Многие шутят, что «Из многих» - это как если бы «Во все тяжкие» или «Сола» скрестили с «Черным зеркалом». И, как в любой хорошей шутке, в этом много правды.
В то же время эта то ли философская притча, то ли жесткая социальная сатира, то ли история духовного роста, то ли все одновременно – безусловно, совершенно индивидуальна, самобытна и самоценна. И если и содержит элементы пародии и подражательства, то строго в рамках уже мейнстримного сегодня метадискурса. Это я к тому, что не нужно, например, сильно придираться к весьма условной обрисовке заразившего человечество космического вируса, его генезиса и метода действия. Мы тут вообще не за этим – ну заразились люди и заразились, неважно как. Хотя сам способ заражения, к слову, показан весьма и весьма отвратительно, как бы с самого начала намекая, что ничем хорошим это все дело не закончится.
Ну и, конечно, оно и не заканчивается – вся эта охваченная «вселенской большой любовью» толпа с коллективным, точнее, единым на всех разумом (живой нейросетью, как метко кто-то подметил в соцсетях) с самого начала выглядит нездорово и пугающе. Эффект «зловещей долины» во всей его красе. Бесконечно любящие, принимающие и понимающие тебя люди, в едином порыве бросающиеся тебе на помощь и стремящиеся тебе всячески угодить – такому наш брат, живой обычный человек, уж точно не привык и как-то совсем не доверяет. Ну вот сидит у нас в подкорке, крепко закрепившись на генном уровне, что такие бесконечные и безмерные любовь и забота, как правило, либо совершенно неискренние, либо небескорыстные, либо крайне недолговременные, либо все это сразу. Слишком уж много любви, как-то прямо too much. Перестарались инопланетяне, как-то надо было полегче – получилось бы поправдоподобнее.
Кому-то, впрочем, из оставшихся незараженных людей (внимание, здесь и дальше спойлеры!) вся эта история очень заходит – но мы практически сразу понимаем, насколько это неэтично. Ну то есть пользоваться живыми людьми для собственного удовольствия, цинично используя их состояние «не в себе», лишенных возможности выбирать - а это ведь так и есть. Мне как-то попались в одной из веток, обсуждающих сериал, сладострастные мечты о том, как кто-то из зрительниц тут же бросилась бы плавать на яхте с Генри Кавиллом. И все дружно принялись эту тему с Генри развивать, пока кто-то новый, моментально отрезвив блаженную публику, не написал: «Но ведь это был бы уже не Генри Кавилл».
Какими бы мы не были – хорошими, плохими или средненькими – наша индивидуальность, по сути, это буквально все, что у нас есть. Наши воспоминания, наши впечатления от поездок или от съеденных блюд, наши чувства к другому человеку, наши мечты ценны и важны только до тех пор, пока они наши – то есть принадлежат только нам. Будучи растворенными в общем мировом разуме, они теряют всякий смысл и могут пригодиться, разве что, для манипуляций или угождения какому-то случайному, выигравшему в лотерею гедонисту.
И человеческая мудрая психика оказывается права – эти гедонистические ублажения весьма и весьма небескорыстны. Коллективный «любящий» разум не прямо уж так безумно счастлив за этими гедонистами ухаживать и тратить на них ресурсы. Он бы с огромным удовольствием этих оставшихся одиночек к себе присоединил – и, к слову, довольно напряженно над этим работает. Легко представить, во что превратится человечество, для которого земные удовольствия, еда, одежда, яхты, дома, искусство, дизайн и все такое прочее потеряет смысл. В огромную безликую биомассу, питающуюся физраствором и спящую вповалку в спортзале или ангаре. Тоталитаризм в себе, генерирующийся внутри каждого «из многих» - сам себе и поработитель, и раб.
Но, возможно, именно в этой схеме и таится самый важный смысл человеческой жизни, именно так и только так он и может быть воплощен на земле – то есть настоящая, подлинная любовь? Та самая, без абьюза, манипуляций, нарциссизма, психологического и физического насилия. Чистая, светлая, добрая, всепроникающая и всепобеждающая. Увы, но нет – это, оказывается, вообще так не работает. Не существует настоящей человеческой любви без всяких человеческих же слабостей – если ты от негативных эмоций бьешься в припадке, то и на сильные позитивные эмоции ты точно не способен. «Вселенская большая любовь» (банально, да) по факту оказывается лишь фантомом, довольно безыскусно любовью притворяющимся. Если ты любишь всех – то по факту не любишь никого. И крошечный козлик, еще помнящий тепло твоих любящих рук, будет тщетно бежать за тобой – тобой, для которого он вдруг перестал быть единственным и самым любимым во всей вселенной.