Найти в Дзене
Про Мой Район

Звёздные места районов: «немецкий» дворик на Октябрьском поле (Щукино)

В районе Щукино на северо-западе Москвы есть место, которое будто переносит заглянувших сюда прохожих в послевоенную сталинскую Москву. Оно находится в трёх минутах ходьбы от станции метро «Октябрьское Поле» и занимает квартал между улицами маршалов Бирюзова, Соколовского, Мерецкова и Конева. Это небольшой комплекс из 11 зданий, получивший в народе прозвище «Немецкого дворика» и «Немецкой слободы». Правда, к исторической Немецкой слободе в окрестностях Басманного района столицы, где в допетровские и петровские времена действительно проживали иностранцы, эти места отношения не имеют. При чём же тогда здесь немцы и в чём необычность местной архитектуры? 🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇 Чтобы ответить на эти вопросы, погрузимся в историю застройки Москвы конца 40-х годов прошлого столетия. После окончания Великой Отечественной войны в столице началось глобальное строительство – нужно было восстанавливать городскую инфраструктуру и стро

В районе Щукино на северо-западе Москвы есть место, которое будто переносит заглянувших сюда прохожих в послевоенную сталинскую Москву. Оно находится в трёх минутах ходьбы от станции метро «Октябрьское Поле» и занимает квартал между улицами маршалов Бирюзова, Соколовского, Мерецкова и Конева. Это небольшой комплекс из 11 зданий, получивший в народе прозвище «Немецкого дворика» и «Немецкой слободы». Правда, к исторической Немецкой слободе в окрестностях Басманного района столицы, где в допетровские и петровские времена действительно проживали иностранцы, эти места отношения не имеют. При чём же тогда здесь немцы и в чём необычность местной архитектуры?

«Немецкий» дворик на Октябрьском поле. Фото: Про Мой Район
«Немецкий» дворик на Октябрьском поле. Фото: Про Мой Район

🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇

Чтобы ответить на эти вопросы, погрузимся в историю застройки Москвы конца 40-х годов прошлого столетия. После окончания Великой Отечественной войны в столице началось глобальное строительство – нужно было восстанавливать городскую инфраструктуру и строить для москвичей новое жильё. Но рабочая сила была в дефиците – всё-таки война унесла жизни огромного числа советских мужчин. А вот военнопленных в СССР к концу боевых действий было много – около трёх с половиной миллионов. Поэтому для строительства городских зданий стали привлекать и их: по данным 1947 года, около половины военнопленных трудились как раз в строительной отрасли. Преимущественно это были немцы, а дома, возведённые ими, в народе так и называли – «немецкие». Но проектировали сами здания и окружающие их кварталы не иностранцы, а советские архитекторы. Как правило, эти дома имели от трёх до пяти этажей и были оформлены в классическом стиле. Пресса того времени описывала их так:

«В новых малоэтажных комплексах нашли свое яркое выражение принципы социалистической массовой архитектуры. Новые жилые городки, напоминающие собой парки, хорошо спланированы, щедро озеленены. Они лишены каких бы то ни было чёрных дворов и всяких задворок – типичных элементов капиталистической жилищной архитектуры».
Жилой дом на Октябрьском поле, 1948 год. Фото: pastvu.com
Жилой дом на Октябрьском поле, 1948 год. Фото: pastvu.com

Одним из примеров комплекса таких малоэтажных «сталинок» является и Немецкая слобода. Её строительство началось в 1947 году на территории Октябрьского поля. Это место – историческое. До 1922 года поле звалось «Военным» – тут проводились учения армейских частей Ходынских военных лагерей. А в Октябрьское его переименовали в честь пятилетия Октябрьского восстания 1917 года. В 1937-м эта территория вошла в состав столицы, а в послевоенные годы стала активно застраиваться при участии пленных немцев. Поле разбили на кварталы, разделённые улицами с номерными названиями – с первой по десятую улицы Октябрьского поля. А наш «немецкий квартал» расположился как раз в прямоугольнике между 2-й, 3-й, 6-й и 7-й улицами. Сегодня это улицы Маршалов Соколо́вского, Ко́нева, Бирюзо́ва и Мерецко́ва соответственно. Имена героев Великой Отечественной войны им присвоили в 1960-1970-е годы. За новое соседство немецкому дворику в народе дали очередное прозвище – «квартал четырёх маршалов».

Дома дворика предназначались для заселения советскими офицерами, поэтому к их созданию отнеслись со всей серьёзностью. По слухам, квартал строился по трофейным чертежам, вывезенным из Германии в 1945 году. Однако это не более, чем миф. Проектированием зданий занимался советский зодчий, Михаил Григорьевич Купо́вский, а руководил работами Дмитрий Николаевич Чечу́лин, главный архитектор Москвы в период с 1945 по 1949 год. В честь него квартал одно время также называли «чечулинским».

К моменту начала работы над домами Октябрьского поля у Дмитрия Николаевича был уже немалый послужной список. Например, из-под его руки вышли проекты станций метро «Охотный ряд», «Комсомольская», «Киевская» и «Динамо», проект Моста Победы на Ленинградском шоссе. В дальнейшем Чечулин будет руководить другими масштабными проектами столичной архитектуры – строительством сталинской высотки на Котельнической набережной, здания гостиницы «Пеки́н», гостиницы «Россия» и бассейна «Москва». Правда, два последних объекта до наших дней не сохранились. Вместо бассейна сегодня стоит вновь построенный Храм Христа Спасителя, который в царское время располагался на том же самом месте, но был взорван при Советах. А на месте гостиницы «Россия» теперь разбит парк «Зарядье».

Жилые дома на Октябрьском поле, 1948 год. Фото: pastvu.com
Жилые дома на Октябрьском поле, 1948 год. Фото: pastvu.com

Строительство «Немецкого дворика» завершилось к 1952 году. Квартал получился с симметричной планировкой. Вдоль его «длинных» сторон, где проходят улицы Маршала Мерецкова и Маршала Бирюзова, расположено по четыре дома в два и три этажа, отделённые от проезжей части зелёными посадками и кованным забором. По «коротким» сторонам, вдоль улиц Маршала Конева и Маршала Соколовского, чуть в глубине стоят ещё две постройки. Их можно отличить по небольшому дополнительному, четвертому этажу. А в центральной части ансамбля, в центре двора находится дом, формирующий с соседними двумя зданиями так называемый курдонёр – парадный двор. Каждое здание дворика соединено с соседними монументальными арками, увенчанными вазо́нами.

Дома ансамбля выполнили в стиле советской неокласси́ческой архитектуры – потом этот стиль будет более известен под названием «сталинский ампир». Каждая постройка богато украшена разнообразными элементами, сочетающими в себе черты античной и классической стилистик. На угловых, Г-образных домах, стоящих со стороны метро «Октябрьское Поле», находятся округлые башни в форме рото́нд. На куполах этих башенок можно увидеть чердачныеокна, люка́рны. Такие раньше встраивали в крыши зданий для освещения и проветривания чердака или мансардного этажа.

Также создатели комплекса оформили постройки небольшими декоративными элементами. Например, над некоторыми входами в здания со стороны проезжей части есть небольшие фронтоны, повторяющие по форме крыши. Окна верхнего этажа нескольких домовукрашены крошечными французскими балкончиками, а окна предпоследнего этажа – изящными белыми кокошниками. А ротонду на угловом здании у метро «Октябрьское Поле» украшают ионические полуколонны.

Внутри чечулинского квартала расположилось три ухоженных и тихих двора, в центре которых находятся фонтаны, оформленные в классическом стиле. От них в разные стороны расходятся прогулочные дорожки. Придомовая территория немецкого дворика густо засажена деревьями и кустарниками. Также внутри квартала есть детская и спортивная площадки.

Жилые дома на Октябрьском поле, 1949 год. Фото: pastvu.com
Жилые дома на Октябрьском поле, 1949 год. Фото: pastvu.com

Квартиры в этих домах – достаточно типичные для «сталинских». У них высокие, трёхметровые потолки и семидесятисантиметровые стены между помещениями. Как и предполагалось изначально, жильё здесь получили военнослужащие. А военнопленные, строившие квартал, были вознаграждены за труд милосердием. По воспоминаниям старожилов, после окончания работ немцам выдали новую одежду – брюки, белые рубашки, куртки, – организовали для них небольшую торжественную церемонию, а затем отправили домой, в Германию.

Кстати, существует одна любопытная легенда, гласящая, что комплекс на Октябрьском поле был впоследствии повторён и в самой Германии, на юге Дрездена.

Глядя сегодня на сохранившую дух старины щукинскую «Немецкую слободу», трудно поверить, что этот объект архитектурного искусства мог не дойти до наших дней. А ведь в конце 90-х годов прошлого столетия развернулась настоящая борьба за сохранение квартала. Строительные компании заинтересовались этой землёй. Застройщики настаивали на сносе зданий, апеллируя к их ветхости, хотя таковой, по мнению независимых экспертов, не было. Лишь огромными усилиями жителей и команды профессионалов в 1998 году комплексу присвоили статус ценной исторической застройки советского времени. Однако в начале 2000-х опять заговорили о его сносе. Даже успели назначить дату начала работ по демонтажузданий, но местные жители смогли отстоять исторические дома. В 2005 году комплекс на Октябрьском поле получил статус выявленного объекта культурного наследия. А спустя два года правительство Москвы признало его памятником истории и культуры регионального значения. Теперь под защитой государства находится каждое здание на территории квартала – даже трансформаторная будка. В 2022 году дома и территорию немецкого дворика отреставрировали, вернув зданиям оригинальный исторический вид и красоту. Сегодня этот квартал – одно из популярных мест для киносъёмок. Киношники ценят его за аутентичную атмосферу Москвы середины прошлого века. Одной из недавних картин, снятых здесь, стал детский фильм «Каждый мечтает о собаке» – адаптация одноимённой повести советского писателя Владимира Железникова.

🔥 Ставьте «лайк», если вам понравилась статья

---------------------------------------------------------------------------

А вот наш полный аудиогид по звёздным местам районов:

Вам может быть интересно: