Найти в Дзене
Ветеринария и жизнь

Гипериммунные сыворотки: зачем их ставят телятам в Белоруссии

Первые часы жизни теленка решают все. Если он вовремя получил молозиво — риски минимальны. Если нет — начинаются поносы, инфекции и потери молодняка. В Белоруссии эту проблему решают с помощью гипериммунных сывороток. Почему этот инструмент до сих пор работает и в каких случаях он реально спасает поголовье — разбираемся на практике с комментариями специалистов. Новорожденный теленок появляется на свет без собственного иммунитета. Его защита формируется за счет антител, которые он получает с молозивом. Если этот процесс нарушен, животное становится уязвимым для кишечных и респираторных инфекций уже в первые сутки жизни. В Белоруссии помнят старый добрый метод защиты телят на этот случай — гипериммунные сыворотки. Их ставят животным при нарушении выпойки молозива или высокой инфекционной нагрузке в хозяйстве. В отличие от вакцинации, сыворотка: Белоруссии удалось сохранить то, что во многих странах было утрачено, — культуру применения гипериммунных сывороток, рассказал директор УП «НИИ Б
Оглавление

Первые часы жизни теленка решают все. Если он вовремя получил молозиво — риски минимальны. Если нет — начинаются поносы, инфекции и потери молодняка. В Белоруссии эту проблему решают с помощью гипериммунных сывороток. Почему этот инструмент до сих пор работает и в каких случаях он реально спасает поголовье — разбираемся на практике с комментариями специалистов.

Фото: Andresr / GettyImages
Фото: Andresr / GettyImages

Что такое гипериммунная сыворотка и зачем она теленку в первые дни жизни

Новорожденный теленок появляется на свет без собственного иммунитета. Его защита формируется за счет антител, которые он получает с молозивом. Если этот процесс нарушен, животное становится уязвимым для кишечных и респираторных инфекций уже в первые сутки жизни.

В Белоруссии помнят старый добрый метод защиты телят на этот случай — гипериммунные сыворотки. Их ставят животным при нарушении выпойки молозива или высокой инфекционной нагрузке в хозяйстве.

В отличие от вакцинации, сыворотка:

  • не требует времени на формирование иммунного ответа;
  • действует сразу после введения;
  • особенно эффективна в первые дни жизни, когда риск заболеваний максимален.
Фото: Александр Плонский / "ВиЖ"
Фото: Александр Плонский / "ВиЖ"

Лайфхак из Белоруссии, о котором мы забыли

Белоруссии удалось сохранить то, что во многих странах было утрачено, — культуру применения гипериммунных сывороток, рассказал директор УП «НИИ БиоФарм» Александр Ляховский, выступая на международной выставке AGRAVIA 2026 в Москве.

Метод весьма консервативный, но помогает «подстраховать» иммунитет телят там, где идеальная схема нарушается.

«Когда в хозяйстве есть большое выбытие молодняка и ничего не помогает: ни антибиотики, ни электролиты, ни стандартные схемы, — это тупик. В таких случаях мы формируем адресный продукт», — объясняет Ляховский.

Механизм следующий: у выбраковываемых коров конкретного хозяйства берут кровь, перерабатывают ее и получают сыворотку с антителами к тем инфекциям, которые циркулируют именно в этом стаде. Препарат используется только в этом хозяйстве при массовом выбытии молодняка.

«Когда ничего не помогает, это самый эффективный способ», — подчеркивает эксперт.

По его словам, в применении таких сывороток больше плюсов, чем минусов. Они:

  • не содержат возбудителей заболеваний;
  • получены из крови иммунизированных животных;
  • вводят в организм молодняка уже готовые специфические антитела;
  • не вызывают привыкания возбудителей.

По сути, речь идет о глубоко персонализированной ветеринарной защите, которую сложно масштабировать, но невозможно игнорировать из-за ее эффективности. Не случайно НИИ «БиоФарм» продолжает развивать это направление, опираясь на почти вековой опыт работы с сыворотками.

Фото: Александр Плонский / "ВиЖ"
Фото: Александр Плонский / "ВиЖ"

Мнение науки

Заведующий отделом научно-исследовательских работ компании «Ветбиохим» Олег Верховский называет гипериммунные сыворотки эффективным инструментом, особенно при острых инфекциях.

«Мое личное отношение — самое положительное. Сыворотки исторически показали высокую эффективность. Это касается и животных, и человека», — отмечает он.

Причем речь идет не только о ветеринарии. Аналогичные подходы давно и успешно используются в медицине, особенно в неонатологии, когда инфекция развивается стремительно, а этиология еще неясна.

В ветеринарной практике наглядным примером стали чума и парвовирусный энтерит у собак в 1990-е.

«Вакцин тогда практически не было, иммунный статус был низкий, заражаемость — высокая. Мы просто не успевали откачивать собак, и именно сыворотки спасали ситуацию», — добавил эксперт.

Сыворотки и сегодня применяются как антидоты — при отравлениях, укусах змей, воздействии ядов. Хотя современная медицина постепенно переходит к очищенным иммуноглобулинам, сама идея пассивной иммунотерапии остается неизменной.

Гипериммунные сыворотки — не «устаревшая технология», а рабочий инструмент, который особенно важен там, где невозможно обеспечить идеальные условия. Белорусский опыт показывает: иногда выигрывает не тот, кто построил ферму на ультрасовременных технологиях, а кто, не забыл старые добрые методы.