Военнослужащие, к сожалению, являются одними из самых бесправных субъектов. Права у них никто не отнимал, они сталкиваются с трудностями реализации своих прав на практике. Военнослужащие знают свои права и обязанности, практически наизусть, как и осужденные в местах лишения свободы, не уступающие в глубине знаний своим адвокатам. Чем больше человек ущемлен в правах, тем чаще он уделяет им внимание.
Военнослужащий по призыву и по контракту – отличаются только денежным довольствием и несколькими пунктами в законе, регламентирующих их особый статус. Военнослужащий – это особый субъект права, регулируемый дополнительными правовыми нормами, по причине их особой специализации.
С точки зрения народного мнения, военнослужащий себе не принадлежит, лишенный собственной воли и инициативы на время службы, им не нужно думать, все решается без них. Реализация прав военнослужащих, их защита и отстаивание затруднена именно «на земле», в местах их дислокации, по причине искусственного замедления бюрократической машины.
Заявление на службах называется рапорт, написать его не проблема, но ему не дают элементарного движения, вышестоящее начальство не ставит резолюцию пока не дойдет до самой крайней точки. Такое злоупотребление положением уже давно стало нормой, об этом все знают, но пробить бронепоезд могут единицы. Выполнение утвержденных показателей, кадровый дефицит, перегрузки, нехватка финансирования, слабая дисциплина – далеко не все причины неэффективности механизма защиты прав военнослужащих.
Первопричиной зарождения скрытой бесправности служит принцип единоначалия, заложенный в основу любой службы, но само ярко он выражен именно в армии страны. Военнослужащий обязан беспрекословно выполнять приказы командиров, прописаны даже несколько фраз, которыми военнослужащий обязан отвечать, практически на все вопросы (так точно, никак нет, не могу знать). Командиры, особенно с большими звездами, чувствуя свой властный статус, просто заигрались принципом единоначалия, распространив его даже на сферу защиты прав, у них есть возможность игнорировать возражения военнослужащих, даже просто послать их на три буквы. Именно испортившиеся властью командиры теряют свой авторитет и уважение со стороны подчиненных.
Но есть и настоящие здравомыслящие командиры, которые за солдата стоят горой, все рапорта продвигают, не оставляют без внимания даже несущественные запросы подчиненных. Такие командиры вызывают гордость, уважение и желание добросовестно выполнять свои обязанности у подчиненных.
По итогу, все зависит от начальства, а не от принципа единоначалия, которым заигрались недобросовестные командиры. Принцип единоначалия лежит в основе всех армий мира, без него невозможно нести военную службу, мы должны это осознать, и не пытаться придумать новые принципы для армии будущего, основанной на деньгах.
Принцип единоначалия гарантирует выполнение боевой задачи даже в ситуации с риском для жизни, он способен заткнуть инстинкт сохранения жизни, как самый сильный в природе. Как только принцип единоначалия рухнет – армия перестанет существовать, а значит и сама страна, а если он рухнет по всему миру – все войны прекратятся. Сила армии именно в духе солдат, а не грозности оружия, которым они управляют.
Стоит знать, что армия это, практически повсеместно, мужской коллектив, нехватка женщин оказывает дополнительное воздействие на формирование особого языка коммуникаций между начальством и подчиненными, с оттачиванием красноречия и тренировок голосовых связок.
Задержка отпуска не является сейчас большой проблемой для военнослужащих по контракту, они могут сами от него отказаться, могут уйти в него позже, а могут и не уйти, несостоявшийся отпуск прогорает после 31 декабря каждого года.
В военное время, не предоставление реабилитации после госпиталя – является нерешенной проблемой, обуславливается нехваткой кадров, если всех отправить на долечивание – некому будет воевать. Это явное нарушение прав военнослужащих, они пишут рапорта на реабилитацию, но резолюция вышестоящего командования тормозит их на свое усмотрение. Но многие военнослужащие реализовали это право, претензий к начальству у них нет.
Сами военнослужащие тоже не свято соблюдают законы и правила, проблем хватает. К примеру, мобильный телефон с выходом в интернет в армии запрещен, но он есть абсолютно у всех от рядового до генерала. Если по биллингу ловят жуликов, то отследить солдата на войне, для врагов, не составляет большого труда.
Военнослужащие лучше бухгалтеров знают обо всех выплатах положенных им, проблем с ними практически нет, за исключением долгих сроков разборок по недоплатам, из бюджета всегда взыщешь долг, пока государство существует.
Главная проблема в защите прав военнослужащих это мораль, ведь они должны идти против командования, подавать на них жалобы и заявления в суд. На это больное место всегда давят командиры высших кругов (берут на понт), добиваясь от военнослужащего заднего хода или тормоза. Но заявление в суд это самый действенный инструмент в отстаивании военнослужащими своих прав. Именно гарнизонный военный суд и выше.
Прокуратура это бесполезный для военнослужащих орган. Вся военная прокуратура работает на командование, на систему, они легко могут применить репрессивные меры к военнослужащим за провинность, но отстоять свои интересы через прокурора – редкий случай. В военную прокуратуру легко подать жалобу, которую незамедлительно отправляют командованию части, они исправляют на бумаге все к чему можно придраться, а далее следует сама проверка. К примеру, рапорт завис в штабе, его не регистрируют, такую негласную установку дают все недобросовестные командиры, после жалобы в прокуратуру – входящий номер поставят, но не более. Дальнейшая судьба рапорта зависит уже от добросовестности командира воинской части. Прокуратура шикарно работает, чтобы загнобить, но очень слабо, чтобы помочь. А суд является независимым ведомством, самым действенным и справедливым.
Нужно только набраться терпения, наглости и идти до конца, ничего постыдного в подаче заявления в суд на командира части нет, это наше законное право. Еще до первого судебного заседания будут устранены все нарушения, которые могут повлиять на исход дела, зависящие от командиров.
Если военнослужащий подает заявление в суд, значит, его просьбу командиры не слышат, значит, в звездном кадровом составе есть проблемы с качеством их работы. Трудность для военнослужащего будет заключаться в возможности отправить по почте заявление в суд, особенно находясь в командировке, на передовой или в госпитале. Потому, каждому военнослужащему, перед службой, необходимо оформить генеральную доверенность на своего представителя у нотариуса. Она может не пригодиться, а может даже спасти жизнь, все зависит от ситуации. Имея такой козырь в рукаве, военнослужащий может не опасаться правового бронепоезда, решать свои проблемы по звонку представителю, а не партизанским путем.
Прокуратура бесполезный орган не только в армии, но и на гражданке, их формальные проверки ничто по сравнению с возможностями судов.
Огромные по своим масштабам проблемы в армии вызваны материальными отношениями. Всем известно о повсеместной разворованности ликвидного вещевого имущества должностными лицами, имеющими доступ к нему. Это вынуждает военнослужащих по контракту покупать имущество за свой счет, а цены на военный репертуар как на именитые бренды.
Проблема контроля материальных ценностей для государственной структуры оказалась непосильной. Особое место занимает вопрос питания, положенного по закону. Сухие пайки выдаются за день до просрочки, такое скотское отношение превращает лапшу быстрого приготовления в пищу богов. Особое место занимают и солдатские столовые, где вкусный человеческий рацион является редкостью. Дело не только в хищении продовольствия, но и в мастерстве поваров, сварить вкусно в большой кастрюле может только профессиональный повар, а не специалист с улицы. Порция сливочного масла, вареное яйцо, две печенюшки и хлеб – все, что составляет вкусный съедобный рацион в солдатской столовой, каша, супы и пародия на мясо – вынуждают желать лучшего. Солдаты вынуждены догоняться шаурмой и сладостями, ставя под угрозу свое здоровье. Но самой главной проблемой защиты прав военнослужащих заключается в проблемном увольнении.
В мирное время, военнослужащий по контракту, увольняется один год, но бывают и исключения. На самом деле, это вопрос одного дня. Затягивание увольнения породило множество негативных последствий в системе. Автоматическое продление (перезаключение) контракта – это вообще правовой нонсенс, являющимся необходимым перегибом военного времени. В мирное время, вождение в нетрезвом виде, положительный тест на наркотики, уголовное преследование по другим статьям – провоцируют увольнение военнослужащего даже задним числом, кто придумал машину времени, так это штабные военные. Когда командование видит неизбежность негативных последствий для статистики – увольнение их лучший инструмент, когда нужно принять законное волеизъявление военнослужащего – полный игнор.
Подобное предвзятое отношение и формирует негативную позицию граждан к службе в системе. Если идти, то напролом невзирая на идеологию братства и стыда. Именно политика перегибов права в системе создает большую часть негативной психологической деформации. Для решения проблемы с кадрами достаточно в два-три раза поднять заработную плату военнослужащим, создав конкурентную альтернативу гражданке. Но банальная жадность людей от кого это зависит, ссылающихся на экономию, выбрали самый трудный для решения этой проблемы путь. Короткий поводок и голодный паек были верными спутниками армии далеко в прошлом, в современном мире, только переход на новый уровень организации процесса обороны страны обезопасит государственный суверенитет на пятьдесят лет вперед.
Консервативный подход, привязанность к давно пережитым временем инструментам контроля и регулирования – являются мощным невидимым тормозом развития нашего государства на конкурентной основе. Мы просто ждем, что придумают враги, затем придумываем ответ. Работа вторым номером формирует доброе лицо России, наполненное благородством и уважением к мировому сообществу, такой путь выбрала постсоветская власть, на то имелись уважительные причины, связанные с ослаблением великой державы.
Но как мы видим, впереди планеты всей те кто не считаются с нормами международного права, пользуются своим силовым превосходством не считаясь с мнением других, делают это осознанно, не опасаясь последствий, считают себя собственниками всего мира. Мы все знаем, что положить конец главному геополитическому врагу человечества может только Россия, нанеся сокрушительный удар. Это будет означать конец и для нашей великой державы, но благородство и здравый смысл внешней политики России – должно быть выше любых материальных благ. Люди не хотят войны, они хотят жить и растить детей, но считающие себя богами глобалисты и служащие им политики – никогда не ставят человеческие жизни выше своих амбиций, своего статуса, история не научила их разуму.
Нюренбергский процесс это пример всему человечеству, особенно политикам, чего делать нельзя. Мир всегда находится на волоске, вся мировая экономика это ничто, раздутый мыльный пузырь, человечество всегда на грани самоуничтожения. Осознавая все это, мы понимаем, что действующая модель государственности, наличие боеспособной армии, пока что единственный гарант безопасности населения страны.