Найти в Дзене

Немецкий след в советском бункере: загадка, которую я нашел в душевой

Мы, исследователи подземелий, когда дело касается рукотворных объектов, привыкли полагаться на архивы. Тем более, что в недавнее время было рассекречено много любопытных документов. Но, как показала практика, иногда стены могут рассказать больше, чем бумаги. В архивах вряд ли найдется объяснение находке, которую я сделал внутри знаменитого самарского «Объекта А» (он же «бункер Жукова» или «бункер ПриВО»). Это одно из мощнейших убежищ времен Великой Отечественной. Построено в городе Куйбышев в 1941-42 годах. В своё время туда можно было попасть совершенно свободно, в рамках моей экскурсии «Подземная Самара». Сейчас этот объект пока что выпал из экскурсионных, надеюсь временно. Но суть в том, что бывая в этом бункере регулярно, я начал внимательнее присматриваться к деталям. И вот что удалось обнаружить в душевой комнате, отделанной старой плиткой. Долгое время она не вызывала вопросов. Но однажды взгляд зацепился за странность: на цементном растворе под плиткой с голубым орнаментом четк

Мы, исследователи подземелий, когда дело касается рукотворных объектов, привыкли полагаться на архивы. Тем более, что в недавнее время было рассекречено много любопытных документов. Но, как показала практика, иногда стены могут рассказать больше, чем бумаги.

В архивах вряд ли найдется объяснение находке, которую я сделал внутри знаменитого самарского «Объекта А» (он же «бункер Жукова» или «бункер ПриВО»). Это одно из мощнейших убежищ времен Великой Отечественной. Построено в городе Куйбышев в 1941-42 годах.

В своё время туда можно было попасть совершенно свободно, в рамках моей экскурсии «Подземная Самара». Сейчас этот объект пока что выпал из экскурсионных, надеюсь временно. Но суть в том, что бывая в этом бункере регулярно, я начал внимательнее присматриваться к деталям. И вот что удалось обнаружить в душевой комнате, отделанной старой плиткой. Долгое время она не вызывала вопросов.

Но однажды взгляд зацепился за странность: на цементном растворе под плиткой с голубым орнаментом четко отпечатался текст. Пригляделся — латиница. Это сразу меняло дело: отделка явно иностранного происхождения.

-3

Чтобы расшифровать послание, пришлось использовать боковой скользящий свет и сделать карандашную копию на бумаге. Надпись удалось восстановить полностью:
«Importe d Allemagne».

В переводе с французского — «Импортировано из Германии». Строчкой ниже английское — «Foreign» (иностранный).

-4

Находка порождает парадокс, от которого кругом идет голова. Представьте: секретный советский бункер сдают в эксплуатацию в 1942 году, в разгар войны... используя немецкие материалы? Почему маркировка на французском? Это довоенные запасы или трофеи?

Вопросов пока больше, чем ответов, но в этом и есть азарт исследователя. Будем копать дальше.

А у вас есть версии, как эта плитка туда попала? Делитесь соображениями в комментариях!