Найти в Дзене

Грустная история французского мастера

Забытые имена
Информация о создателе «Красной Москвы» и главном парфюмере самой известной советской косметической фабрики Огюсте Мишеле даже на огромных просторах интернета крайне скудная и противоречивая.
Даты рождения нет.
Даты смерти тоже.
  • Забытые имена 

Информация о создателе «Красной Москвы» и главном парфюмере самой известной советской косметической фабрики Огюсте Мишеле даже на огромных просторах интернета крайне скудная и противоречивая. 

Даты рождения нет.

Даты смерти тоже. 

Годы приезда в Россию разнятся, равно как и время работы на фабриках Ралле и Боркара, равно как и год создания легендарного «Любимого букета императрицы», считающегося прообразом «Красной Москвы». 

Вбиваю в поисковик «Август Мишель парфюмер». 

Выдает минимум информации, отрывочные факты и взаимоисключающие сведения. 

Вот один сайт. 

«Август Мишель (Auguste Michel) - российский парфюмер с французскими корнями, имя и биография которого неразрывно связаны с самым легендарным советским ароматом «Красная Москва».

К сожалению, о жизни мастера сохранилось не так много сведений. 

В 1934 году Август Мишель был арестован, с того момента о его дальнейшей судьбе ничего не известно.»

Вот информация с другого.

«Подлинная полная биография Августа (Огюста) Ипполитовича, которому суждено было стать родоначальником советской парфюмерии сохранилась фрагментарно.

Следы Августа Мишеля теряются в 1930х годах. Он уже пенсионер. В одной из версий его расстреляли в 1934 году. Я в этом сильно сомневаюсь. Никаких подтверждающих документов нет.

По второй версии Август Ипполитович с дамой сердца переехал в Ташкент после 1935 года, где пытался организовать выращивание сырья для ароматических молекул. Есть свидетели, которые не раз встречали его в Ташкенте. Умер он там же, в конце 1930х.»

Ну, думаю, наверное на официальном сайте фабрики «Новая Заря» о нем точно должны написать побольше? 

Иду туда. 

Ан-нет! 

Одна только короткая отсылка «Несомненно, признанный лидер, духи-легенда - «Красная Москва», носившие до революции название «Любимый букет императрицы». Были специально созданы французским мастером для русской императрицы в 1895 году». 

Французский мастер. 

Без имени и фамилии. 

Сначала мне стало просто интересно докопаться до сути и я на протяжении нескольких месяцев искала информацию, собирая ее фактически по крупицам. 

Но чем больше я узнавала, тем мне становилось обиднее за то, что память об этом человеке предали забвению. 

И в первую очередь на фабрике, где он работал.

Где был главным парфюмером, воспитавшим первых отечественных специалистов.

И вот нашла я одну статью, которая перевернула мое восприятие полностью и заставила включиться в «расследование» уже не ради интереса, а ради поиска истины и восстановления справедливости. И после ее прочтения я искала уже не столько факты о парфюмере, сколько историю о судьбе человека. Человека особенного, воспитанного, тонкого, деликатного, очень интеллигентного, с добрым и ироничным чувством юмора и ощущением какой-то горькой неизбежности всего происходящего. 

Статья назвалась «Гражданин Французской Республики». Опубликована она была в 1937 году в февральском номере журнала «Наши достижения», основанного Максимом Горьким. Автор статьи -молодой советский писатель Михаил Лоскутов.

-2

-3

-4

Лоскутов пишет, что как минимум дважды встречался с Августом Мишелем. Это были не просто интервью в кабинете и разговоры о профессиональной деятельности французского мастера. Это было простое человеческое общение, выходившее за рамки рабочего места (один из описываемых эпизодов вообще происходит между автором и парфюмером в ходе их совместной поездки в трамвае.)

И в этом общении история Мастера открывается совершенно с другой стороны.

Парфюмер делится с писателем событиями жизни, своими воспоминаниями, своими переживаниями. 

И кроме всего прочего, статья , пусть и косвенно, но дает ответы на многие вопросы, проливающие свет на биографию Августа Мишеля. 

Например, ставит точку в споре о месте рождения парфюмера. Это не Грасс, как пишут некоторые источники. Сам Мишель называет своей родиной город Канн. 

Из статьи мы узнаем почему парфюмер, как большинство его соотечественников не уехал на родину с началом революции в России. 

И, нет. Он не «принял всей душой дело революции», как я где-то прочла. 

Все было гораздо банальнее. В стране - полный хаос и неразбериха. Война, потом революция. И 

французский паспорт Мастера просто теряют в некоем «бюро по выдаче виз на бегство за границу». 

Вот как об этом пишет Лоскутов (вероятно, со слов Августа Мишеля).

«Кто ж знал, что приедет он в эту северную страну делать запахи, а тут произойдут две революции и он останется один. Почти один: последние знакомые из французской колонии складывают чемоданы и спешно уезжают на родину. Да, там сейчас хорошо: город Канн, пляж, полосатые зонтики, платаны... Он поднимает воротник и направляется к Никитским воротам.

Где-то там, как ему говорили, помещается бюро по выдаче виз на бегство за границу. Не бюро, а комиссариат. Да и не комиссариат, а департамент. Или даже еще что-то; совершенно неизвестно, что и как теперь называется. Какие-то люди бегают по коридорам, нее куда-то двигается и бежит. Перед мастером сидит какой-то строгий человек и грубо спрашивает у мастера, что ему угодно. Мастер смотрит на заплеванный пол и вспоминает пляж в городе Канн, изящные домики, своих вежливых соотечественников. Что, собственно, произошло? — думает он. Все спокойное исчезло, привычное — хозяин, коллеги, знакомые — исчезло, а появилось то, что он не знал в этой чужой стране, какая-то другая ее сторона.

— Я хочу домой, — говорит он и опять вспоминает давнюю школу в Канне и мальчиков и цилиндрах.

Человек берет у него заграничный паспорт и велит прийти через несколько дней.

Мастер приходит через несколько дней и видит, что все, что было раньше у Никитских ворот, уже успело убежать куда-то. Ни комиссариата, пи бюро, пи департамента. Выдают воблу и постный сахар.

Мастер ругается. Он принимается искать в водовороте неведомых учреждений. Из этого потока нужно выхватить свой паспорт и прижать к груди. На другом конце города он находит нужное бюро. Но паспорта пет. Никому нет никакого дела до того, что он француз, что он из Канна, что он любит цветы. Ему выдают временное удостоверение на рыжей бумаге о том, что ему разрешается проживать в Советской России. И точка.

Он берет рыжее удостоверение и уходит.»

В этой же статье парфюмер упоминает, что женат. Вот цитата:

« а трамвай наш двигался по Москве, вечерней нашей Москве, и мне пора уже было покидать этот трамвай.

— Я сам духов не употребляю. И жена моя не употребляет никаких, — сказал вдруг мастер. — Не любим. Ну их! Я охоту люблю, прогулки. Сейчас в лесу хорошо.»

Выходит, как минимум, у него осталась жена. А какова ее судьба? Что с ней случилось? 

Информации ноль.

Благодаря статье перед нами раскрывается очень искренний, очень доверчивый человек, человек, душой радеющий за свое дело и за развитие фабрики. Оказавшийся в нашей стране в смутное время и вынужденный приспосабливаться к совершенно новым и не всегда приятным, понятным и справедливым условиям. Да, этот старый француз немного брюзжит, но на то у него тоже есть причины.

Далеко не все происходящее в этой стране ему понятно, далеко не все радует…

«Трамвай наш между тем выскочил на свет, пошел по мосту, снова открылся нам Кремль, башни, звезды с мастерски гранеными камнями. Они сверкали сейчас в холодном небе, при закате, как библейские. Торжественная тишина проникла в трамвай. Слева открылась площадка будущего дворца.

— Дворец Советов, — сказал мастер, с почтением нагибаясь к окну. — Мне заказывали сделать духи «Дворец Советов». Что вы думаете об этом?

Что я думаю об этом? Мастеру заказали новую композицию: чтобы обязательно отразить в ней строительство Дворца Советов. «Как пахнет строительство? Я могу сделать вам запах известки. Его не будут покупать». Он был по-прежнему простодушным французом и вещи понимал прямо; могут пахнуть фиалки, туберозы, гиацинты, но что значит духи о строительстве? Это не музыкальная композиция. Его пробовали уговорить, и он задумался. Он схватил свои бумажки, побежал в лес и долго сочинял там «запах соцстроительства», что-то сделал и принес. Запах нюхал совет, — и художественный совет, есть такой, — собираются и нюхают, — и нашли, что запах не тот. Духи отвергли.

Но зато были сделаны и выпускались духи «1 Мая» и другие подобные духи. Они быстро сошли с рынка. Некоторые лицемерные блюстители нравов, которые на большие изменения нашей жизни смотрят как; на этикетку, а не как на жизнь человеческую, запретили хорошие духи «Карте», потому что они «напоминали об азартных играх», и долго пытались задушить «Кармен», известную всем «Кармен», потому что она-де... женщина легкомысленного поведения.»

И поэтому Мастер все еще предпринимает попытки найти свой заграничный паспорт.

И так проходит лет десять.

Паспорт нашли, вернули и даже извинились. Можно уехать хоть сейчас.

Но вроде и условия работы предложили хорошие, да и как-то сложилось все, и к фабрике прикипел, и уехать недосуг. Раз отложил, два отложил… вобщем, так и остался работать на «Новой Заре» пока.

Статья Михаила Лоскутова дополнена фотографиями Мастера. 

Напомню, год публикации статьи - 1937. Выходит, в 1937 году Август Ипполитович жив и находится на своем рабочем месте. 

Вот эти фото. 

-5

-6

И сам факт выхода статьи, и эти фото опровергают информацию о том, что Август Мишель пропал или был расстрелян в 1933-1934 году. 

В 37 он еще жив! Иначе не было бы фото, да и статью бы не опубликовали.

Кстати, если посмотреть на эти фото, сколько по-вашему Мишелю могло быть в 37-ом? 

Я бы дала лет плюс-минус 55 (учитываем, что раньше люди выглядели старше своих лет). 

Путем нехитрых подсчетов выходит, что родился Август Ипполитович плюс-минус в 1882 году. 

И это тоже закрывает некоторую брешь в его биографии и дает нам понимание, например, что с создателем «Шанель №5» Эрнестом Бо, родившимся в конце 1881 года, они практически ровесники.

Расследуем дальше. Нахожу информацию о том, что в одной из статей газеты «Вечерняя Москва» ( номер от 22 июня 1939 года) так же упоминается фамилия Мастера. Небольшая заметка называется «Новые сорта духов». 

Вот как она начинается: 

«На днях бригада парфюмеров фабрики «Красная Заря» ( почему Красная а не Новая?) - товарищи Погудкин, Иванов и Мишель - изготовила четыре рецепта новых духов». 

-7

-8

-9

Обратите внимание. Фамилия главного парфюмера стоит ПОСЛЕДНЕЙ после фамилий его молодых учеников. Мелочь, но эта мелочь говорит нам о многом.

Впрочем как и тот факт, что во многих описаниях «Красной Москвы» имя Мишеля как автора вообще не упоминается. Авторство часто приписывается «коллективу фабрики». Видимо, говорить о том, что создатель культовых духов советской женщины француз было не политкорректно?

Некрасивая ситуация. Думаю, Август Мишель ситуацию понимал, но ведь это могло быть обидно для него? Чисто по-человечески? 

 Да, парфюмер очень откровенен с писателем и рассказывает ему такие вещи, которые, возможно, не следовало бы озвучивать? Время такое было, нехорошее. Но писатель честен и открыт. И, мне кажется, он очень добрый и не ждёт подвоха. 

И все же мне не хочется, чтобы у вас создался образ эдакого иностранца-жалобщика, которому все в нашей стране казалось диким и неправильным и поэтому его могли арестовать. 

Михаил Лоскутов так же упоминает , с какой гордостью Август Ипполитович рассказывает о высоких темпах развития фабрики «Новая Заря» и о том, как всего за несколько лет после окончания череды войн и революций мы по многим позициям обогнали иностранных производителей! 

И я в этом так же вижу огромную заслугу лично главного парфюмера фабрики, француза Августа Мишеля.

« И у нас, не знают вообще, что в Париже. В Париже есть сейчас духи Шанель: пять тысяч франков флакон. Но это, конечно, глупость, пыль в глаза, для аристократов. Коти сказал: «Нужны духи, которые недоступны для прислуги». А у нас другое: в 1933 году на парикмахерский одеколон пошло 3 тысячи кило эфирных масел, а в 1935 году уже 17 тысяч! Каково? Конечно, это одеколон, но и духи, хорошие духи. У Коти в день проходит 200 кило масла, а через нашу фабрику 1000 кило, тонна. «Ан-гран» — в крупном масштабе. Тонна! Мы уже самая крупная фабрика в мире. А на кило масла идет тонна цветов! У нас уже свои плантации. Но пока мало. В Туле запроектирован новый комбинат. Это Днепрострой запахов. Вот там будет лаборатория! Только нет у нас кокоса и амбры нет. Амбра — ароматическое вещество. Его кит выбрасывает. Говорили нашим китоловам — организовать сбор амбры, — ничего не сделали. Хорошо в Париже — там амбры много.

Я видел, что мысли старого мастера ушли далеко, они бились между Парижем и Москвой, а трамвай наш двигался по Москве, вечерней нашей Москве, и мне пора уже было покидать этот трамвай.»

Итак. Вернемся к фактам. 1939 год, июнь. Август Мишель еще жив и работает - об этом нам говорит заметка в «Вечерней Москве». 

А вот после 1939 года след Мастера действительно теряется. 

Пытаясь распутать версию о его аресте,я перерыла, наверное, все доступные списки арестованных, репрессированных, расстрелянных, реабилитированных, жертв разных подразделений ГУЛАГА. 

Ни в одном не нашла ни Августа, ни Огюста ( так его назвали при рождении, а в России переиначили на Август) Мишеля. 

И вот совсем недавно попалась мне информация, после которой, наверное, можно поставить точку в этой запутанной истории.

В стенограмме публичных слушаний Международной комиссии по борьбе с концентрационной системой в Брюсселе в 1951 году есть показания Фридриха Пренцлау, немецкого еврея, арестованного в 1941 году НКВД и интернированного в ряд ИТЛ ГУЛАГ в Казахстан: 

«Я был арестован в ночь с 22 на 23 июня. Меня перевозили с людьми, которые жили в Эстонии и у которых были несоветские паспорта. Там были датчане, норвежцы, много французов, а также француженки».

Когда Пренцлау попросили назвать имена знакомых французов, прозвучало знакомое имя:

«Да, г-н Огюст Мишель, мой старый друг, сын Ипполита Мишеля. Его адрес был на Рю-де-Марсель, в Каннах. Он работал в Москве парфюмером. Он умер в результате недоедания».

Поскольку сам Пренцлау находился в лагерях Актюбинска и Караганды, можно предположить, что последние дни известный парфюмер провёл именно там. 

Точную дату и место смерти Огюста Мишеля установить сложно. 

Мы можем говорить лишь о периоде между его арестом в 1941 году и моментом, когда Пренцлау покинул лагерь в 1947 году, упомянув уже о его кончине.

-10

-11

Помониторила я так же списки заключенных КАРЛАГа и АКТОЛАГа ( лагеря в Казахстане в Караганде и Актюбинске, в которых содержался Пренцлау). Но и в них не нашла ни одного человека по фамилии Мишель. 

Массовые аресты в Эстонии (в том числе иностранцев) в июне 41 - это не новость. Информации об этом тоже хватает. Но как парфюмер летом 1941 оказался в Эстонии? 

Возможно, действительно с началом войны решился вернуться на родину? Ведь он уже пережил в нашей стране и Первую Мировую, и Гражданскую, и революцию. Можем ли мы его судить за желание вернуться во Францию? Где полосатые зонтики, платаны, вежливые соотечественники?

Если допустить, что показания Фридриха Пренцлау правдивы (а смысл ему врать?) - картина вырисовывается вполне логичная по тем временам. 

Иностранец, хотел сбежать, неблагонадежен. 

Для страны, на которую напали - наверное веская причина ареста. 

Но для человека, пережившего череду войн и революций в чужой стране желание вернуться на Родину разве менее весомая? 

Я бы предпочла верить, что он все же уехал, эмигрировал, что реально жил в Ташкенте. 

Не хочется верить, что все сложилось так трагично и так … несправедливо с точки зрения судьбы. Мне жаль этого добродушного француза с густыми усами и добрыми глазами. 

После всех изысканий снова перечитала «Один день из жизни Ивана Денисовича». Уже осознанно, по-взрослому. И до сих пор отхожу. Горько. Тяжело. Но помнить надо. Чтобы не повторилось.

P.S. Примерно в одно время с Августом Ипполитовичем Мишелем так же пропал штатный художник «Новой Зари» Андрей ? Евсеев. На сайте фабрики у него даже отчество не указано. В списках жертв политических репрессий нашла 20 Андреев Евсеевых. Но среди них ни одного художника. 

-12

А еще в 1940 был арестован и в 1941 расстрелян и автор статьи «Гражданин Французской Республики» писатель Михаил Лоскутов. 

В 50-ые он был реабилитирован как и многие.

-13

Михаил Лоскутов
Михаил Лоскутов

Такая вот вышла история.

Эти истории я собираю и рассказываю посетителям своего музея в Коломне.

Если и Вас они трогают - приезжайте в гости!

-15

-16

-17