В вопросах оружия Сергей Трофимович – чрезвычайно опытный человек… Он охотился с раннего детства: «…первое ружье отец купил мне, когда перешел в четвертый класс без троек - таково было условие. А в пятнадцать лет я уже выполнил норму перворазрядника по пулевой стрельбе!». За долгие годы охоты, работы геологом, жизни в Сибири у Алексеева во владении перебывало множество различных моделей оружия, он знает толк в гладком и нарезном, в эксплуатации и ремонте оружия, в снаряжении патронов. Поэтому оружейные «ляпы» в цикле «Валькирии» - любопытные для поклонников эпизоды, но ни в коем случае не свидетельства слабого знания темы автором!
В романах цикла «Валькирии» я отметил два таких примера «ляпов». Возможно, кто-то из читателей обнаружил что-то еще…
«Золотой патрон»
В книге "Сокровища Валькирии: Правда и вымысел" есть эпизод столкновения автора в тайге с одичавшим человеком, практически потерявшим облик. В его карманах обнаружилась гильза 12 калибра с царскими золотыми червонцами.
"... - Ну ты даёшь, яти мать! - я залез в карманы и выгреб всё, что было: в основном блестящие камушки, среди которых попадались: стреляные револьверные гильзы, медная гайка, мятая бронзовая спираль от манометра. Но в этом мусоре оказался тяжёлый, заряженный патрон двенадцатого калибра, однако же с разбитым капсюлем, то есть, с осечкой. Я бы не обратил на него особого внимания (кто-то выкинул - он подобрал), если б при виде патрона существо вдруг не заплакало, издавая жалобные человеческие звуки. Лишь тогда заметил, что пыж в гильзе не войлочный или бумажный, а деревянный, и сам патрон слишком тяжёл. Даже если заряжён свинцовой пулей.
Я достал складной нож, выковырял лезвием пробку и... чуть не рассыпал монеты! Их было семнадцать штук, золотые десятки царской чеканки. Те самые десятки, подлинность которых проверяют так же просто, как по наличию хвоста можно проверить, человек перед тобой или йети: монеты должны стоять на ребре. Они стояли. Связанное по рукам и ногам существо ревело и каталось по земле... "
Алексеев - опытнейший охотник и знающий толк в золоте - служил в Гохране... Однако тут он серьезно ошибся. Внутренний диаметр гильзы 12 калибра - 18,2-18,5 миллиметра . А диаметр самого маленького из золотых царских червонцев (николаевского) - 22,6 миллиметров.... Даже если заморочиться тем, что у гильз 12 калибра разного типа - из латуни, папки (картонных) и полиэтилена - разный внутренний диаметр, никак не получается...
Толщина червонца, кстати, 1,7 мм - то есть, по высоте стопка в 17 монет в гильзу 12 калибра войти могла - высота стопки будет 28,9 мм, хватит и на деревянную пробку, и на завальцовку... А вот с диаметром - ошибка....
Как же эта ошибка вкралась в книгу и какой вариант мог иметь место? Варианта тут два.
Первый - на мой взгляд, невысокой вероятности. Гильза была действительно 12 калибра, но монеты - не царские десятки, а царские ПЯТЕРКИ! Их диаметр - 18,5 миллиметров, и такая комбинация вполне могла иметь место. Монеты, правда, куда менее распространенные, что делает эту версию слабоватой.
Вторая же версия, на мой взгляд, более реальная. Гильза была не 12 калибра, а ЧЕТВЕРТОГО - то есть, 26-миллиметровая гильза от ракетницы! Совершенно массовая вещь, повсеместно используемая геологами и военными - она легко могла быть найдена и подобрана одичавшим человеком в тайге! И вот в нее-то червонцы влезают отлично и по диаметру, и, разумеется, по высоте стопки!
«Калашников с затворной задержкой»
Этот «ляп» имеет место в четвертом романе «Звездные раны». В нем фигурирует «странный автомат Калашникова», неожиданно вставший на затворную задержку после опустошения магазина: "...затвор в последний раз толкнул руку и остался в открытом положении..."
"...Она помедлила, сказала холодно и бесстрастно:
— Нас атакуют слева. Бей иллюминатор.
Насадный трижды ударил стволом автомата в выпуклый квадрат стекла — даже трещины не появилось…
— Бей! — крикнула она, забыв включить СПУ — прочитал по губам.
Очередь вынесла лишь рваный лоскут триплекса, свистящий гул в кабине заложил уши, показалось, крупные звёзды, захваченные вакуумом, втягиваются и кружатся в салоне. Ослеплённый ими, Насадный ощупью перевернул спаренный магазин и передёрнул затвор.
— Слева по борту… Полста метров…
В тот миг он уже не разбирал, откуда звучит команда и кто отдаёт её; звёздный косой ливень высветил туповатую кабину тяжёлой «шестёрки», и академик не целясь, ведомый интуитивным чутьём, нажал спуск. Он не видел попадания, да и не мог видеть из-за яркой и долгой вспышки на конце ствола. Когда же затвор в последний раз толкнул руку и остался в открытом положении, а стремительно мелькающие, слившиеся в Млечный Путь, звёзды прекратили свой бег из-за того, что Дара круто переложила машину на другой бок, Насадный услышал прежний жёсткий голос:
— Пришедшее из земли да пусть уйдёт в землю…
По книге у профессора Насадного был АКСУ со смотанными вместе двумя магазинами. Естественно, никакой затворной задержки в нем быть не могло, как не было ее ни на одной модификации семейства АК. Так что после стрельбы затворная рама с затвором и у АКСУ, и у любого иного АК-подобного оружия всегда возвращаются в закрытое положение и в открытом остаться не могут в принципе.
Да и в целом фраза "Затвор в последний раз толкнул руку" - это скорее из описания стрельбы из пистолета... Думается, в этой книге (которая лично мне, субъективно, кажется написанной несколько второпях - возможно, издатели давили сроками) произошла просто описка, не устраненная на корректуре...