Я хочу поделиться с вами историей создания одного из самых любимых зрителями фильмов — «Операции „Ы“ и другие приключения Шурика». Это было удивительное время, полное творческих поисков, неожиданных решений и маленьких чудес. Фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) — культовая советская комедия, состоящая из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Съёмки проходили с июля 1964 года по апрель 1965-го в Москве, Ленинграде (сейчас — Санкт-Петербург), Одессе и Ялте. Режиссёр Леонид Гайдай столкнулся с множеством сложностей: от поиска актёров до проблем с погодой и локациями.
Как всё начиналось
В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий "Несерьезные истории" включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.
Сначала сценарий состоял из двух новелл, о перевоспитании невежественного типа, и о репетиторстве для оболтуса Ильи. Для полнометражного фильма этого было мало. Тогда мы с соавторами придумали третью новеллу — об ограблении склада с участием знаменитой троицы: Труса, Балбеса и Бывалого.
10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии "Мосфильм" была принята заявка на сценарий "Несерьезные истории" и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано "добро" на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму. В первой новелле - "Напарник" Владик перевоспитывает тунеядца-"пятнадцатисуточника" на стройке, во второй - "Весеннее наваждение" - влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай "подсмотрел" в польском журнале "Шпильки"). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла "Операция "Ы": на этот раз Владику, единственному "сквозному" герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности. На этапе редактирования редакторы попросили сменить имя героя: «Владик» ассоциировалось с «Владленом» (Владимир Ленин). Так появился Шурик.
Поиски главного героя
Леонид Гайдай перебрав десятки актёров: Олега Видова, Андрея Миронова, Евгения Петросяна, Александра Збруева, Евгения Жарикова, Сергея Никоненко. Ни один не казался идеальным. И тут он вспомнил Александра Демьяненко — они вместе снимались в фильме «Ветер» в 1958 году. Встретившись с ним, Гайдай понял это он. Демьяненко идеально воплотил образ интеллигентного очкарика, который умеет постоять за себя.
На роль верзилы Феди изначально планировали взять Михаила Пуговкина, но худсовет отверг его кандидатуру, посчитав, что у актёра «слишком бандитское лицо». В итоге Пуговкин сыграл прораба, а роль Феди досталась Алексею Смирнову.
Наталья Селезнёва получила роль Лиды после того, как отказалась раздеться перед камерой по просьбе Гайдая. Режиссёр сказал: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то…», на что актриса скинула платье и доказала свою решимость.
Съёмки проходили в разных городах от Москвы до Ялты — из‑за дождливого лета 1964 года съемочной группе пришлось переезжать.
Новелла «Напарник»: Москва.
Вступительная сцена с автобусом снималась на Комсомольском проспекте в Москве, рядом с Фрунзенской набережной. Остановку построили специально для съёмок
Эпизоды на стройке снимали в районе Свиблово (улица Седова), где в 1960-х годах активно возводили новые микрорайоны.
Сцены внутри строящегося дома и отделение милиции снимали в павильонах «Мосфильма».
Обед для Феди везут по пересечению Вражских и 7-го Ростовского переулков в Хамовниках (Москва).
Новелла «Наваждение»:
В роли политехнического института выступил Институт элементоорганических соединений на улице Вавилова в Москве.
Главный вход в институт, где Шурик знакомится с Лидой .
Аллею, где Шурик встречает Лиду, снимали на территории «Мосфильма».
Сцена с чтением конспекта в парке снималась в Одессе, в ЦПКиО имени Шевченко.
Позитивную прогулку Шурика и Лиды после экзаменов снимали в Одессе.
А на самом деле, Лида проживает на Французском бульваре, который в 1964 году именовался Пролетарским бульваром. Леонид Гайдай все-таки оставляет одесский след в «Операции «Ы»». Двор, в котором живет главная героиня новеллы «Наваждение», находится именно здесь.
А вот таким предстал перед нами двор Лиды сейчас.
Подъезд, где жила Лида, узнается гораздо легче. Специально изготовленный и раскрашенный для съемок вход и козырек, к сожалению, не сохранились, но в остальном все на месте!
Новелла «Операция „Ы“»:
В Москве снимали только рыночные эпизоды с Трусом, Балбесом и Бывалым на Тишинском рынке.
Основные натурные съёмки проходили в Ленинграде. В кадр попали Кировский проспект (сейчас — Каменноостровский), Карповский переулок, Новочеркасский проспект.
В Ленинграде не было снега, нужного по сценарию. Реквизиторы соорудили его из ваты и нафталина — по нему и проехал Евгений Моргунов на машинке для инвалидов.
Интерьерные сцены (склад, квартиры) снимали в павильонах «Мосфильма»
Интересные факты и происшествия.
Во время съёмки сцены, где Шурик попадает в битум на стройке в Одессе, материал внезапно загорелся. Пожар тушили строители и съёмочная группа, но никто не пострадал.
Нет, это не Леонид Гайдай, а непрофессиональный актёр Олег Скворцов, который сыграл алкоголика, произносящего фразу «Огласите весь список, пожалуйста!» в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...».
А Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках.
Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:
Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу
А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить - взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм
1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: – Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».
Сцену снимали её 10 дублей, но выглядело скучно. Тогда Никулин предложил в момент удара пустить жалостную музыку, а вместо крови — красное вино.
Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами. Реквизиторы соорудили его из ваты и нафталина — по нему и проехал Евгений Моргунов на машинке для инвалидов.
С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.
Музыка к фильму — работа Александра Зацепина. В саундтреке использовались яркие звуковые эффекты, подчёркивающие юмор.
Борьба с цензурой
25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»
На следующем худсовет, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.
8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.
Завершение и прокат
Фильм вышел в прокат в августе 1965 года и стал лидером советского кинопроката. За первый год его посмотрели около 70 миллионов зрителей. Фразы героев стали крылатыми, а образы Шурика, Лиды и троицы Трус — Балбес — Бывалый — непременными атрибутами советской культуры. Александр Демьяненко получил 3 376 рублей — на эти деньги можно было купить однокомнатную кооперативную квартиру или машину «Москвич». Наталья Селезнёва, будучи студенткой, заработала 450 рублей (ставка — 7 рублей за съёмочный день). Сегодня, спустя десятилетия, фильм продолжает радовать зрителей. Для меня это лучшая награда — знать, что работа Гайдая живёт и дарит людям радость.
Спасибо Вам, что прочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации.