Нелегальные майнеры криптовалюты продолжают перегружать сети под видом бытового потребления, нанося ущерб экономике в десятки миллиардов рублей ежегодно. Чтобы вывести майнинг из тени и защитить энергосистемы регионов, в Госдуму внесли срочный законопроект, вводящий административную ответственность за нарушение требований к майнингу. Законодатели подчеркивают: цель — не запрет, а «обеление» отрасли через жесткие меры. Подробности — в материале «Известий».
Какой будет ответственность
В Государственную думу внесен законопроект об административной ответственности за нарушение требований к майнингу. В документе предлагается установить соразмерную общественной опасности деяний ответственность за нарушение требований и запретов при осуществлении деятельности по майнингу цифровой валюты, сообщили «Известиям» в комитете Госдумы по энергетике.
Предполагается, что нарушение запрета на осуществление майнинга цифровой валюты, в том числе участие в майнинг-пуле, на территории субъекта РФ и его отдельных территориях, в отношении которых установлен такой запрет, повлечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей с конфискацией соответствующего оборудования, а для юрлиц — от 1 до 2 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (с конфискацией).
Другие новеллы касаются непредоставления майнером информации о получении цифровой валюты, осуществления майнинга теми, кто не имеет на это права, оказания оператором майнинговой инфраструктуры услуг по ее предоставлению индивидуальным предпринимателям и юрлицам, включенным или исключенным из реестра лиц, осуществляющих майнинг, нарушения порядка представления соответствующих сведений в ответственный орган исполнительной власти. Максимальные суммы предлагаемых в законопроекте штрафов достигают 5 млн рублей, сказали в профильном комитете.
Законотворцы объясняют необходимость нововведений тем, что энергетическая нагрузка от скрытых ферм приводит к дефициту мощностей и авариям, что требует немедленного реагирования.
— Это создает угрозу безопасности граждан и надежности энергосистемы, а также влечет целый ряд негативных социальных и экономических последствий. Среди последствий для энергосистемы — дефицит мощности, в том числе сетевой, рост нагрузки на электросети и их износ, невозможность технологического присоединения социальных объектов и нового жилья, пожары и аварии. Растет перекрестное субсидирование электроэнергетики. Страдает экономика, в том числе бюджеты всех уровней, поскольку соразмерное налогообложение действующим законодательством РФ не урегулировано, — рассказал председатель комитета Госдумы по энергетике, экс-министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
Председатель комитета ГД по строительству и ЖКХ делает акцент на стимулировании бизнеса.
— Наша задача не ввести запретительные меры, а стимулировать легализацию майнинговой деятельности через качественное регулирование. Никакие инвестиции не придут туда, где комфортно незаконной деятельности, — говорит Сергей Пахомов.
Как пояснили в пресс-службе Федеральной налоговой службы (ФНС), административная ответственность не будет распространяться на бытовых майнеров, то есть физических лиц, осуществляющих майнинг в пределах 6000 киловатт-часов в месяц, поскольку такие лица не подлежат включению в Реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.
Регуляторы усиливают контроль
Нелегальный майнинг криптовалют прежде всего тормозит развитие самой отрасли, получившей не так давно легальный статус в РФ, считают эксперты.
— В настоящий момент, нелегальный майнинг является, пожалуй, ключевым ограничителем развития всей отрасли. Во многом из-за «серого» и «черного» майнинга регуляторы вынуждены вводить жесткие ограничения в регионах, а сама отрасль страдает от сложившейся негативной репутации, в связи с чем с большим трудом может претендовать на введение инструментов системной поддержки. Ключевой стратегической задачей майнинга, на мой взгляд, является экономически эффективное использование низкорентабельных и невостребованных энергоресурсов, а не поиск дешевого электричества любыми возможными способами в ущерб другим потребителям электроэнергии, — говорит эксперт НТИ «Энерджинет», гендиректор Газового союза Югры Денис Черепанов.
Как подчеркивают в Госдуме, законопроект не ставит своей целью уничтожение «домашнего» майнинга, предлагается лишь ввести для него разумное налогообложение.
— За нелегальную добычу криптовалют законопроект вводит высокие штрафы, конфискацию майнингового оборудования, дисквалификацию должностных лиц и приостановку деятельности предприятий. Это будет способствовать легализации отрасли, где с ноября 2024 года майнить без включения в реестр ФНС имеют право только физические лица в пределах энергопотребления 6 тыс. кВт·ч в месяц. Для сравнения: это более чем в 20 раз превышает среднее потребление электричества среднего российского домохозяйства, — отмечает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Советник ФПА РФ, руководитель цифровой трансформации адвокатуры Елена Авакян отмечает, что изменения следует вводить поэтапно.
— В качестве санкций за нелегальный майнинг предполагается ввести крайне высокие штрафы, приостановление деятельности и конфискацию оборудования. Что видится крайне сложно реализуемым, так как потребует от контролирующего органа оперативно-следственных полномочий для выявления фактов незаконного майнинга, а равно полномочий для обеспечительного ареста майнинговых мощностей, — говорит она, отмечая, что рынок, в принципе, отрицательно относится к любому чрезмерному регулированию.
Контроль и инвестиции
В Ассоциации юристов России обращают внимание на важность реестров и лимитов.
— Центральным контролирующим органом будет выступать ФНС как лицо, осуществляющее ведение реестра лиц, осуществляющих майнинг. При этом вспомогательная роль будет отведена и энергетическим компаниям — в части выявления аномалий в размере потребления электроэнергии. Росфинмониторинг будет осуществлять финансовый надзор, интегрируясь с энергокомпаниями и банками через платформу «Прозрачный блокчейн» для анализа трансакций. Законопроект не затрагивает право физических лиц — «домашних» майнеров на право майнить без регистрации при условии потребления до 6 тыс кВт·ч в месяц, таким образом, формально мелкие майнеры сохраняют возможности продолжения деятельности без регистрации, — отмечает Илана Ярко.
Гендиректор Mining Depot Артем Карташов подчеркивает как положительный момент предлагаемый законопроектом межведомственный подход.
— Контроль за деятельностью майнеров не будет возложен на какое-то одно ведомство. Вместо этого планируется выстроить комплексную межведомственную модель, где каждому участнику отводится своя роль, основанная на его существующих компетенциях. Таким образом, контроль станет системным и технологически будет опираться на уже существующие данные энергорынка и налогового администрирования, говорит эксперт.
Влияние на бизнес и энергетику
Управляющий партнер «Смарт Консалтинг» Анжела Цыганова, анализируя предлагаемые санкции, прогнозирует рост прозрачности и отмечает, что законопроект не предлагает блокировки самих сетей.
— Закон не запрещает домашний майнинг. Гражданин может заниматься майнингом без регистрации в качестве ИП и без включения в реестр ФНС, но только если его потребление не превышает 6 тыс. кВт·ч в месяц. В конечном счете, легальная работа выгоднее, чем риск штрафов как за нелегальный майнинг, так и за уклонение от уплаты налогов, — отмечает адвокат Станислав Комиссаров.
Коммерческий директор Intelion Data Systems Антон Гонтарев оценивает риски для «серых» схем.
— Если говорить о привлекательности России для иностранных инвесторов в сфере блокчейн-технологий, эффект будет двояким. Для институциональных инвесторов и крупных инфраструктурных партнеров появление административной ответственности обычно означает рост прозрачности: становится ясно, кто имеет право вести деятельность, какие требования нужно выполнять и какие риски возникают при несоблюдении правил. Наиболее чувствительным закон, конечно, будет для бытового майнинга, — говорит он.
Международный опыт и перспективы
Директор Ассоциации CFA Россия Владимир Туткевич сравнивает РФ с США.
— Общий подход к майнингу криптовалют в США состоит в том, что в результате этой деятельности создается продукт, который рассматривается государством примерно так же, как любой другой бизнес. Майнинг криптовалют сам по себе не является лицензируемой деятельностью и не требует отдельных разрешений, но отдельные параметры этой деятельности подпадают под существующее законодательство, которое было для него специальным образом уточнено. Основной вид взысканий, которые угрожают лицам и организациям, занимающимся майнингом, находится в налоговой сфере, — отмечает он.
Основатель «Цифровых мощностей» Андрей Алексеев видит плюсы для крупных игроков и прогнозирует перераспределение нагрузки.
— С точки зрения иностранных инвесторов, регулирование, наоборот, повышает привлекательность юрисдикции. Крупный капитал не заходит в «серую» зону: ему важны прозрачные правила, понятные требования и предсказуемая ответственность. Легализация и регулирование майнинга приведут к более рациональному распределению энергопотребления, — говорит он.
Заведующая кафедрой МФЮА Татьяна Сацкевич уточняет механизм отключений. Она отмечает, что законодатель предусмотрел усиление административной ответственности за рецидив в сфере майнинга. Так, за повторное правонарушение штраф для граждан составит до 1,5 млн рублей, для должностных лиц и ИП — до 5 млн рублей, а для юрлиц — до 10 млн рублей. Также во всех случаях будет конфисковано оборудование.
Руководитель спецпроекта Финуниверситета при правительстве РФ Алексей Михайлов подчеркивает роль ФНС в регулировании добычи криптовалют.
— Федеральная налоговая служба является центральным органом: ведет реестры майнеров и операторов инфраструктуры, получает от них отчетность о полученной криптовалюте. Энергетические компании — ключевой источник оперативной информации. Постоянное аномально высокое потребление, особенно в жилом секторе или в запрещенных регионах, будет сигналом для проверок, — говорит он.
Гендиректор ST IT, эксперт TechNet НТИ Антон Аверьянов подчеркивает, что законотворцам сейчас важно работать непосредственно с представителями бизнеса, чтобы не потерять возможную существенную прибыль для государства.