Найти в Дзене

Что почитать: художественные книги 2025 года, на которые стоит обратить внимание

Приближаются выходные — время, которое можно посвятить любимому увлечению. Например, чтению. Мы попросили преподавателей кафедры русского языка и литературы УГНТУ посоветовать читателям нашего канала художественные книги, которые в 2025 году произвели на них самое яркое впечатление. Советует Анна Никогосян, преподаватель кафедры русского языка и литературы Это первый роман Рамона Женера — музыканта, известного по всей Европе лектора, просветителя, радио- и телеведущего. Книга мгновенно стала бестселлером, она переводится на разные языки и уже принесла автору премию Рамона Льюля, самую престижную каталонскую литературную награду. Сюжет представляет собой неожиданное переплетение реальности и художественного вымысла. Рамон Женер — не только автор, но и герой своей книги. «Там, куда не дотягивалась реальность, приходилось заполнять лакуны вымыслом, — поясняет Женер, — однако и этот вымысел основан на реальности». Читателю предстоит познакомиться с трогательной историей одного рояля. И ис

Приближаются выходные — время, которое можно посвятить любимому увлечению. Например, чтению. Мы попросили преподавателей кафедры русского языка и литературы УГНТУ посоветовать читателям нашего канала художественные книги, которые в 2025 году произвели на них самое яркое впечатление.

Советует Анна Никогосян, преподаватель кафедры русского языка и литературы

Это первый роман Рамона Женера — музыканта, известного по всей Европе лектора, просветителя, радио- и телеведущего. Книга мгновенно стала бестселлером, она переводится на разные языки и уже принесла автору премию Рамона Льюля, самую престижную каталонскую литературную награду.

Сюжет представляет собой неожиданное переплетение реальности и художественного вымысла. Рамон Женер — не только автор, но и герой своей книги. «Там, куда не дотягивалась реальность, приходилось заполнять лакуны вымыслом, — поясняет Женер, — однако и этот вымысел основан на реальности».

Читателю предстоит познакомиться с трогательной историей одного рояля. И история эта начинается в 1915 году, в разгар Первой Мировой войны, когда одна женщина из Магдебурга покупает своему гениальному сыну-пианисту самый прекрасный и одновременно самый грустный на земле рояль, ведь ее сын на нем никогда не сыграет.

Через 100 лет сам Рамон Женер становится счастливым обладателем этого рояля и спустя еще несколько лет внутри инструмента он обнаруживает секрет, с которого и начинается его путешествие в прошлое.

«История одного рояля» — это роман о людях, которых связывает музыкальный инструмент, по сей день стоящий дома у автора. В истории рояля были две мировые войны, смерть и память, вина и искупление, много разных событий и чувств, испытанных людьми, жившими в 20 веке. Но, несомненно, больше всего в ней было прекрасной музыки.

Автор воспевает уникальную способность музыки приносить людям утешение, придавать сил жить дальше, несмотря на бедствия и трагедии, воодушевлять и стирать границы. Даже если музыка не может прекращать войны, она точно может хотя бы на мгновение творить прекрасный хрупкий мир.

-2

Советует Светлана Гарипова, преподаватель кафедры русского языка и литературы:

— Все произведения Гузель Яхиной обладают для меня особой магнетической силой — они мастерски соединяют масштабное историческое полотно с глубоко личной, почти тактильной человеческой драмой. Каждый её роман — это погружение в другую эпоху не через сухие факты, а через нерв, боль и надежду её героев. Она обладает редким даром говорить о трагедиях XX века с невероятной поэтической силой, не скатываясь в пафос, а находя в частных историях универсальные смыслы о стойкости, памяти и праве человека на собственный голос.

Если самый первый её роман «Зулейха открывает глаза» был эпической драмой о выживании тела и духа, то вышедший недавно «Эйзен» — это интеллектуальное и эстетическое путешествие в лабиринт сознания одного из самых сложных режиссеров, художников XX века Сергея Михайловича Эйзенштейна. Эта книга не читается — она переживается, как просмотр авангардного кино: местами ослепляя, местами сбивая с толку, но никогда не отпуская.

Мне понравилось, как Яхина отказалась от простой биографической хроники. Вместо этого она создала психологический портрет, сотканный из страхов, подавленных желаний и творческих прорывов Эйзенштейна. В книге мы можем лицезреть не безликий памятник, а настоящего человека: уязвимого, противоречивого, гениального и малодушного одновременно. Его внутренний монолог, его диалоги с воображаемым Фрейдом, его кошмары и фантазии — всё это делает фигуру великого художника невероятно объемной и живой.

Сквозь личную историю Эйзенштейна проступает также трагическая и одновременно ставшая уже классической история художника в тоталитарном государстве. Автор мастерски показывает механизмы сделки Эйзенштейна с системой: грандиозные замыслы, которые упираются в цензуру, самоцензура как способ выжить, постоянный страх и в то же время неистребимая потребность творить.

Данный роман, безусловно, требует включенности, знаний (или готовности эти знания тут же искать), умения следить за причудливыми ассоциациями. Но именно в этом состоит наслаждение. Каждая глава — это головоломка, где нужно соединить исторический факт, скрытый подтекст, кинематографическую аллюзию и авторскую метафору. Но преодоление этой сложности приносит ни с чем не сравнимое читательское удовлетворение.

-3

Советует Айгуль Батталова, доцент кафедры русского языка и литературы:

— В центре романа история молодой исследовательницы Тессы Темплтон, завершившей работу над диссертацией о «Метаморфозах» Овидия. Но она ещё не знает, что её карьера находится под угрозой из-за её научного руководителя — профессора античной литературы Кристофера Эклса.

На страницах романа переосмысливается древнегреческий миф о Дафне и Аполлоне, некогда описанный Овидием. Влюблённый бог солнца Аполлон преследует прекрасную нимфу Дафну, но та отвергает его и пытается убежать. В конце концов, чтобы спастись от преследования Аполлона, Дафна превращается в лавровое дерево. Античная рукопись здесь — не просто объект изучения, а ключ к опасной тайне, связанной с игрой на выживание.

Автор Марк Принс отмечает, что «Латинист» — это роман об одержимости, которая движет обоими героями: Тесса одержима наукой, жаждой знания, а Эклс — самой Тессой.

Главной силой романа является глубокое погружение в филологию, но в филологию понятную даже неискушенному читателю благодаря таланту автора и его чуткому отношению к своему читателю.

Роман «Латинист» Марка Принса в 2025 году вошёл в короткий список номинации «Иностранная литература», сформированный членами жюри литературной премии «Ясная Поляна».