Найти в Дзене
Книжный ген

Если вы устали от книг-пустышек: роман, который пробирает до костей (и заслуженно метил в "Букер")

Бывает такое чувство: берешь книгу, читаешь, а после - сожаление и пустота. Сюжет несётся, герои что-то говорят и делают, но текст в памяти не оседает. Если вы тоже устали от такой «пластиковой» литературы и ищете прозу, от которой по коже бегут мурашки, у меня для вас есть настоящая находка: В России редко выходят свежие номинанты на главные мировые премии практически одновременно с оригиналом. Либо сложная логистика прав, либо долгий перевод, но в этот раз нам повезло. Речь о романе английского писателя Эндрю Миллера «Земля под снегом». Англия, 1962 год. На страну обрушивается самая холодная зима столетия (и это не художественный вымысел, а реальный исторический факт: зима 62-63 годов вошла в историю метеонаблюдений как «Большая заморозка» и британцы до сих пор её вспоминают). Под снегом оказываются погребены две семьи. Они из разных миров, с разным достатком и образом жизни. В небольшой английской деревне, где все друг друга знают, они живут своими радостями и горестями, но когда пр
Оглавление

Бывает такое чувство: берешь книгу, читаешь, а после - сожаление и пустота. Сюжет несётся, герои что-то говорят и делают, но текст в памяти не оседает. Если вы тоже устали от такой «пластиковой» литературы и ищете прозу, от которой по коже бегут мурашки, у меня для вас есть настоящая находка:

В России редко выходят свежие номинанты на главные мировые премии практически одновременно с оригиналом. Либо сложная логистика прав, либо долгий перевод, но в этот раз нам повезло.

Речь о романе английского писателя Эндрю Миллера «Земля под снегом».

О чем эта история?

Англия, 1962 год. На страну обрушивается самая холодная зима столетия (и это не художественный вымысел, а реальный исторический факт: зима 62-63 годов вошла в историю метеонаблюдений как «Большая заморозка» и британцы до сих пор её вспоминают).

Под снегом оказываются погребены две семьи. Они из разных миров, с разным достатком и образом жизни. В небольшой английской деревне, где все друг друга знают, они живут своими радостями и горестями, но когда приходит стихия, социальные статусы стираются.

Каждый герой оказывается заперт в своем доме. Наедине с близкими, но, что еще страшнее, наедине с собственными мыслями, от которых никуда не убежать по замерзшей земле. В целом, о сюжете я сказала всё.

Не просто книга, а «сенсорное» переживание

Скажу сразу: если вы ищете саспенс, детектив, боевик, это не они. Это премиальная литература высшей пробы, и Эндрю Миллер манипулирует не дешевыми клиффхэнгерами, а вашими ощущениями. Я где-то нашла выражение «сенсорный триллер», и это, пожалуй, лучшее определение.

Выписала себе детали, которые буквально творит магию.

Луч фонаря, случайно зацепившийся за волосы.
Звенящая тишина дома в ожидании мужа с работы.
Веточки деревьев, которые гнутся под тяжестью инея и льда.

Иногда не жизнь, а простой быт становится высокой драмой. Мы, выросшие на медленной, вдумчивой русской прозе, понимаем эту тоску и глубину (возможно) даже лучше, чем сами британцы - эта книга уважает ваш интеллект.

Почему эту книгу стоит читать именно сейчас?

Кроме того, что эта атмосферная история идеально подходит для чтения морозными вечерами под пледом, у неё есть мощный бэкграунд:

1. Мировое признание. «Земля под снегом» вошла в шорт-лист Букеровской премии. Также роман взял премию Вальтера Скотта за лучший исторический роман и премию Winston Graham Historical Prize.

2. Выбор критиков. Книга названа лучшей по версии The New York Times, Guardian, The New Yorker и других авторитетных изданий.

3. Идеальный русский язык. Часто перевод убивает магию, но здесь работал Леонид Мотылев. Это блестящий переводчик, благодаря которому текст на русском звучит так же густо и поэтично, как в оригинале.

4. По словам критиков, это, возможно, лучший роман Миллера. А это очень, очень титулованный автор.

Если откопали машину и теперь хотите книгу, которая согреет глубоким психологизмом - берите «Землю под снегом», не пожалеете. Это редкий случай, когда современная проза становится классикой на глазах.

Читали Эндрю Миллера? Как относитесь к «медленным» книгам?