Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Тотальная оборона» Северной Европы протухла насквозь. Финнам досталось крепче всех

American Thinker | США На волне перевооружения многие европейские лидеры признались в симпатиях к системе призыва, которая существует на севере Европы, пишет The American Thinker. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что "скандинавская модель" далеко не так удачна, как принято считать. Иэн Голан (Ian Golan) Скандинавская модель показывает высокую статистику, которую политики любят цитировать на пресс-конференциях. Но она ни в коей мере не делает Северную Европу защищеннее. Воинская обязанность вернулась в европейскую повестку. Хорватия восстановила призыв; в армиях скандинавских и прибалтийских государств уже очень много призывников, и их соседи готовы последовать этому примеру. Тем не менее после долгих месяцев коалиционных переговоров Берлин прекратил заигрывание с воинской повинностью. Пока правительство ограничилось обязательной проверкой молодых людей и введением пакета новых стимулов для привлечения в армию. Но достигнутое соглашение имеет условие: канцлер дал понять, чт
   © AFP 2023 / JONATHAN NACKSTRAND
© AFP 2023 / JONATHAN NACKSTRAND

American Thinker | США

На волне перевооружения многие европейские лидеры признались в симпатиях к системе призыва, которая существует на севере Европы, пишет The American Thinker. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что "скандинавская модель" далеко не так удачна, как принято считать.

Иэн Голан (Ian Golan)

Скандинавская модель показывает высокую статистику, которую политики любят цитировать на пресс-конференциях. Но она ни в коей мере не делает Северную Европу защищеннее.

Воинская обязанность вернулась в европейскую повестку. Хорватия восстановила призыв; в армиях скандинавских и прибалтийских государств уже очень много призывников, и их соседи готовы последовать этому примеру. Тем не менее после долгих месяцев коалиционных переговоров Берлин прекратил заигрывание с воинской повинностью. Пока правительство ограничилось обязательной проверкой молодых людей и введением пакета новых стимулов для привлечения в армию. Но достигнутое соглашение имеет условие: канцлер дал понять, что, если новые стимулы не дадут результата, он готов перейти к обязательной воинской службе.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Между тем, недавно созданная либеральная коалиция в Нидерландах обратилась к министерству обороны с просьбой разработать систему обязательной службы, которую можно будет привести в действие, если политика по увеличению численности вооруженных сил зайдет в тупик. В Италии министр обороны Гвидо Крозетто также предложил новую форму военной службы. Большинство упускает из виду, насколько существующая в Финляндии, Швеции и Норвегии модель "тотальной обороны" упрощает введение призыва.

Разворот от Запада: состав БРИКС пополнится новым неожиданным участником

На самом деле, министр обороны Германии Борис Писториус официально заявил, что "испытывает симпатию к шведской модели", рассматривая ее как образец для обновления немецкой системы. Однако проблема этого нового поветрия заключается в том, что североевропейская система призыва в реальности далека от того успеха, который ей приписывают. О ее недостатках говорят в местных сводках, но в международных новостях они никогда не освещаются: за границу просачивается только самопиар и патриотическое чванство. В результате появляется романтический скандинавский миф.

"Я так рад вас видеть". Что обсудили Путин и Уиткофф? Вот главные итоги

Однако тысячи молодых людей на севере Европы не видят никакой романтики в обязательной воинской службе, которая подразумевает месяцы тяжелого труда и полный рабочий день с зарплатами настолько низкими, что они были бы незаконны на любой гражданской работе. Хуже всего дела обстоят в Финляндии, где новобранцы фактически голодают, получая за службу примерно семь долларов США в день. Профсоюз призывников в Финляндии уже давно проводит кампанию за увеличение денежного довольствия, отмечая, что большинство заключенных зарабатывает больше, чем служащие своей стране призывники. Однако политики пока не уступают. В Норвегии низкое денежное довольствие и наличие свободного времени подталкивают многих призывников к поискам второй работы, чтобы остаться на плаву в финансовом плане.

Опубликованный в октябре шведским агентством по исследованиям в области обороны анализ показывает, что "тотальная оборона" влетает людям "в копеечку". Мероприятия по призыву в среднем лишают мужчин 55 000 долларов дохода на протяжении жизни из-за негативного воздействия на их карьеру и приводят к значительному снижению пенсий. Это развеивает весьма популярный миф о "самоокупаемости" призыва, который якобы прививает дисциплину и дает навыки лидерства, гарантирующие более успешную гражданскую карьеру.

Ключевой вопрос в том, действительно ли скандинавы готовы к войне. Есть веские основания сомневаться в этом. В вышедшей недавно в эфир передаче общественная радиостанция Финляндии процитировала слова воюющих на Украине финских добровольцев, которые предупредили, что Финляндия "не готова защитить себя от России" и что, если Россия нападет прямо сейчас, "первоначальные потери будут катастрофическими" (в Москве неоднократно подчеркивали, что Россия не собирается ни на кого нападать, заявления о возможной будущей атаке на западные страны президент Владимир Путин назвал "чушью", — прим. ИноСМИ). Порождение ушедшей эпохи, резервистская система сегодня в значительной степени устарела.

Конечно же, отчасти это неизбежно, ведь условия ведения боевых действий меняются, и подготовка войск устаревает. Но армия с большим количеством призывников — очень косная и негибкая. В отличие от войск, которые можно собрать в казармах, переобучить и реорганизовать в кратчайшие сроки, большинство людей в такой армии живет обычной гражданской жизнью. Эти люди работают, учатся, обзаводятся семьями и не очень-то хотят ходить на семинары по войне дронов.

Еще одна проблема призыва в Северной Европе заключается в том, что он растрачивает скудные ресурсы и приводит к значительным потерям. В Норвегии бывшие кадровые офицеры с тревогой отмечают, что никто из них не знает, куда являться, если завтра начнется война. Это говорит о том, что огромный резерв, который должна обеспечивать система призыва, существует в основном на бумаге. В другом сообщении из Норвегии говорится, что норвежские призывники почти пять месяцев ждут допуска к секретной информации, в результате чего некоторые из них не могут выполнять поставленные задачи и целыми днями бездельничают, сидя в телефонах. По всей стране около пяти процентов запланированных допусков на первый срок службы в конце года так и не были получены.

Многие страны Северной Европы испытывают трудности с набором и удержанием опытных офицеров, которые нужны, чтобы командовать призывниками и обучать их. Шведские СМИ цитируют армейские источники, которые признают, что в армии достаточно молодых офицеров, но она испытывает "нехватку более опытных кадров, которые могли бы обучать молодежь". Когда командиры зеленые и необученные, рисков становится намного больше, включая риск того, что поддержание дисциплины обернется жестоким обращением.

Издевательства и неуставные отношения остаются серьезной проблемой в Северной Европе. Сообщения о драках, рукоприкладстве офицеров и принуждении к стриптизу на публике в целях унижения появляются на регулярной основе. В этом году одна женщина-офицер в Финляндии была осуждена за то, что приказала призывнику делать ей массаж, чтобы получить разрешение пойти в туалет. В прошлом году шестерых финских офицеров обвинили в вымогательстве еды у призывников, в унизительных "наказаниях" в виде длительных физических упражнений, в требовании отдавать нацистские приветствия и в травле новобранцев, например, подсыпанием песка в постель.

В Финляндии был и другой случай. Три солдата-контрактника раздевали молодых новобранцев, долго держали их в снегу и насильно окунали в прорубь в озере. Данные опросов свидетельствуют, что это не редкость: каждый пятый солдат в Финляндии сообщил об издевательствах и запугивании во время службы, а примерно каждый тридцатый — о сексуальных домогательствах.

Не только издевательства наносят вред армии, формируемой по призыву. Соедините неопытность офицеров с принудительной службой — и вы получите падение дисциплины. Воинская повинность принуждает к явке, но не стимулирует прилагать усилия, и некоторые призывники отвечают на это открытым неподчинением или неумением обращаться с оружием. В августе шведский призывник, неоднократно игнорировавший приказы, бросил винтовку, получив указание разобрать ее, а потом стал утверждать, что он не знает, как это делать. Он также медлил с выполнением других задач, изображая растерянность или неумение.

"Может закончиться только войной": США получили страшное предупреждение

Норвегия также демонстрирует тенденцию к нарушению свободы слова. Одно военное издание сообщает, что солдаты часто отказываются говорить с журналистами, опасаясь наказания со стороны вышестоящих начальников. Дело в том, что иногда после появления публикаций в прессе военнослужащих вызывали на ковер и требовали объяснений. Один новобранец рассказал, что опасается за свою безопасность в случае публикации его рассказа.

Призыв не формирует "тотальную оборону" — он сеет недовольство и разрушает сплоченность. Скандинавская модель взвинчивает статистику, которую политики любят цитировать на пресс-конференциях. Но она ни в коей мере не делает Северную Европу защищеннее. Импортируйте скандинавские детективные романы и мебель IKEA сколько хотите — но не надо импортировать скандинавскую оборонную политику.

Иэн Голан — писатель, специализирующийся на воинской повинности и военной экономике. Является исполнительным издателем журнала SpeakFreely.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>