Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Беспорядки в Иране: кого заденет обломками, если власть падёт?

Как изменится баланс сил на Ближнем Востоке, если режим в Иране сменится? Стратегическое партнёрство России с Исламской Республикой Иран долгое время рассматривалось как один из ключевых элементов, обеспечивавших Москве достаточно устойчивую позицию на Ближнем Востоке. Немаловажную роль взаимодействие двух стран играет и в условиях санкционного давления. Только вот нарастающая внутренняя нестабильность в Тегеране, вызванная экономическими проблемами и социальным напряжением, ставит под вопрос будущее этих взаимоотношений. Иран - непосредственный сосед России в стратегически важном для Москвы Каспийском регионе. Сотрудничество охватывает многие важные сферы международной политики: от военно-технических поставок и совместных действий в Сирии до создания альтернативных логистических маршрутов, таких как транспортный коридор «Север - Юг». Тегеран, как мы уже отмечали выше, является незаменимым партнёром в вопросе обхода западных санкций, а также одним из основных покупателей российского в

Как изменится баланс сил на Ближнем Востоке, если режим в Иране сменится?

globallookpress.com
globallookpress.com

Стратегическое партнёрство России с Исламской Республикой Иран долгое время рассматривалось как один из ключевых элементов, обеспечивавших Москве достаточно устойчивую позицию на Ближнем Востоке. Немаловажную роль взаимодействие двух стран играет и в условиях санкционного давления. Только вот нарастающая внутренняя нестабильность в Тегеране, вызванная экономическими проблемами и социальным напряжением, ставит под вопрос будущее этих взаимоотношений.

Иран - непосредственный сосед России в стратегически важном для Москвы Каспийском регионе. Сотрудничество охватывает многие важные сферы международной политики: от военно-технических поставок и совместных действий в Сирии до создания альтернативных логистических маршрутов, таких как транспортный коридор «Север - Юг». Тегеран, как мы уже отмечали выше, является незаменимым партнёром в вопросе обхода западных санкций, а также одним из основных покупателей российского вооружения.

Падение режима аятолл грозит обрушить эту сложившуюся систему взаимодействия. Для России это может означать потерю рынка вооружений, блокировку транспортных коридоров. И, что наиболее опасно, у южных границ России могут прочно обосноваться американские военные.

Впрочем, дестабилизация Ирана скажется не только на России и взаимоотношениях двух стран. Крах режима запустит цепную реакцию, последствия которой отразятся на всех региональных игроках. Для Китая, основного потребителя иранской нефти, перебои поставок станут ударом по энергетической безопасности и проекту «Один пояс - один путь». Но на текущий момент вероятность того, что Пекин окажет в случае необходимости существенную поддержку Тегерану, довольно низкая. Одна из причин - вторичные санкции. Турция, хотя и заинтересована в ослаблении соседа, вместе с тем столкнётся и с весьма неприятными последствиями: усиление Азербайджана за счёт иранских территорий с азербайджанским населением, активизация курдского сепаратизма. Кроме того, значительно усилит свои позиции Израиль.

globallookpress.com
globallookpress.com

В контексте последовательной потери внешнеполитических союзников России - от Венесуэлы до Сирии - сохранение Ирана становится вопросом стратегической необходимости. Режим аятолл, независимо от его идеологической чуждости нашей стране, является важным элементом для построения многополярного мира и противостояния западной гегемонии. Его падение, помимо прочего, может привести и к росту террористических угроз в непосредственной близости от российских границ. И кратковременная выгода от роста цен на нефть в случае иранского кризиса не компенсирует долгосрочных геополитических потерь.

Текущая ситуация требует от России крайне взвешенной и гибкой политики. В нынешних условиях, пожалуй, важно активно работать со всеми региональными силами, включая Турцию и Азербайджан, чтобы заранее минимизировать риски возможного распада Ирана и его переориентации на Запад. Ключевая задача - диверсификация внешнеполитических и экономических связей с целью снижения зависимости от одного партнёра. Важного, но, как показывает практика, нестабильного.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"

#иран #сша #израиль #китай #россия #геополитика #конфликт