В настоящее время сибирские лайки делятся на несколько подвидов и считаются собаками сугубо охотничьими. Один из подвидов (некоторые справочники называют подвид породой) вогульская лайка, в результате селекции стала позже охотничей свердловской лайкой, а ещё позже — западно-сибирской лайкой. Тоже охотничьей. А в качестве служебных в Советском Союзе и современной России применяются почти исключительно породы иностранного происхождения.
На заре служебного собаководства взгляды на использование отечественных пород собак были совершенно иными. В качестве сторожевой собаки для армии и полиции специалисты предлагали, в основном, русскую овчарку.
Сейчас не очень многие знают, что такая порода по сей день существует. Но называется она южнорусской овчаркой. Возможно, когда русскую овчарку переименовывали в южнорусскую, предполагали, что одну породу удастся разбить на две и в конечном счете, появится ещё и среднерусская овчарка…
Однако государство, в лице самодержавия, энтузиазм кинологов не поддержало и в полиции использовались самые разномастные породы – почти исключительно зарубежные.
В Отдельном корпусе пограничной стражи собаки, как и в полиции начали использоваться довольно рано, причем они использовали как раз сибирских лаек. Но, видимо, это всё происходило напополам с самодеятельностью и энтузиазмом. По крайне мере, упоминаний о питомниках собак в Министетсве финансов (погранслужба тогда относилась к Минфину) и штатных должностей кинологов на кордонах пограничной стражи, найти не удалось.
При этом надо иметь ввиду, что собаки той поры, зачастую, совершенно не походят на нынешних: немецкая овчарка начала XX века была довольно стройной, легкой собакой, внешне весьма смахивающей на нынешнюю лайку, доберман пинчер имел мощный торс, а колли могла не только играть с детишками, но и атаковать преступника.
На Урале одними из первых задумались над тем, чтобы не только служебная сторожевая, но и служебная розыскная собака была отечественной породы. В 1900 году в Екатеринбурге вышла книжка И.Я Поплавского «Русская войсковая собака». Автор был уверен, что лучшей породы для использования в армии, чем сибирская лайка не существует.
Но и на селекцию лаек госаппарат царской России не сподобился. Русский генералитет, в котором значительные вес имели немцы, в основной своей массе совершенно бездарный, преуспевший во дворцовых интригах, был совершенно не годным для настоящей войны и считал заведение собак ненужным.
А это было самое важное время: конец XIX – начало XX века – это время в которое в Европе путем селекции сформировались все наиболее популярные служебные собаки мира. В России разводились только те собаки, которым были нужны богачам для развлечений. ТО-есть собаки декоративные и охотничьи. Если им порода становилась не нужна – она немедленно исчезала. Так, например, случилось с русской породой меделян (мордаш) — крупнейшей собакой мира! Как только запретили травлю медведей, меделян исчез.
Среди сибирских лаек, тоже, безусловно должна была быть проведена селекционная работа дабы она стала служебной. Но до революции никто в это не вкладывался, а после революции уже было поздно.
Тем не менее, в годы первой мировой войны попытки вывести служебное собаководство на приемлемый уровень были, в том числе и на Урале. Так, например в январе 1917 года управляющий Пермской губернией (в нее входил и Екатеринбургский уезд) объявлял, что военным ведомством формируется школа проводников (так тогда называли кинологов) и военно-сторожевых собак.
Пригодными для этих целей объявлялись следующие породы: доберман-пинчер, немецкая и бельгийская овчарки, эрдельтерьер, ирландские волкодавы и сеттеры, ну и, конечно, сибирская лайка в возрасте от 2 месяцев до 4 лет.
Уральцам, желающим оказать помощь армии, предлагалось безвозмездно пожертвовать или продать собаку указанных пород и для того обратиться к ближайшему полицейскому чиновнику. Но это январь 1917 года, собаки нужны были не для селекции и выведения пород, а для службы, да страна уже шла по нисходящей траектории, остановить падение удалось только большевикам. Служебное собаководство в нашей стране начало активно развиваться после издания 23 августа 1924 года приказа РВС СССР об организации в частях РККА опытных питомников — школ военных и спортивных собак.
В 20-30 годы селекция началась, но времени не хватало: выведение новой породы — процесс длительный. Служебных собак нужно было сразу и очень много. Гонка на выживание, как говорил Сталин: если не успеем, то сомнут…
К теме выведения породы отечественной служебной собаки в СССР вернулись уже лишь много позже Великой Отечественной войны, когда появились московская сторожевая, черный терьер и другие…
Но немецкие овчарки и их разновидность восточно-европейского типа уже были так многочисленны, так привычны и так полюбились кинологам, что другие породы уже просто были маловостребованы…
А в 1900 году, когда в Екатеринбурге вышла книга И.Я Поплавского «Русская войсковая собака», шанс был!
Не все публикации "Уральского историка" проходят цензуру дзен. Хотите больше исторических публикаций? Вам в рубрику "История Урала" портала перво.инфо.