Найти в Дзене

Как и для чего делают кино? Современное сектантство и рабство. Часть 3.

(начало здесь...) “Но по новым данным разведки мы воевали сами с собой… “ иноагент Борис Гребенщиков “Поезд в огне” И все-таки, затевал я эту статью не чтобы кого-то поругать или кого-то похвалить. Я хотел бы поделиться с вами некоторыми размышлениями по поводу того, что я и вы наблюдаем в киноиндустрии и не только в ней, а шире... Когда-то именно эту область искусства называли “Фабрикой грёз”. Грезить, значит “спать”, “бездействовать” или “видеть, находясь в бреду”. А ещё слова “грёзы” и “грех” имеют один корень. Кино, как технология, убрала Рассказчика от зрителя даже не за четвёртую стену. Оно породило некоторое “новое искусство” (от слова “искусственный”), - “искусство склеек, монтажа”, а сейчас ещё и “компьютерных эффектов”. Реальный Рассказчик превратился в Волшебника Изумрудного города. Гудвина, который только выглядел перед посетителями устрашающе и могуче, по сути же был обычным закомплексованным циркачом, к тому же бывшим. Если первые кино деятели, вышедшие во многом из театр

(начало здесь...)

“Но по новым данным разведки

мы воевали сами с собой… “

иноагент Борис Гребенщиков “Поезд в огне”

И все-таки, затевал я эту статью не чтобы кого-то поругать или кого-то похвалить. Я хотел бы поделиться с вами некоторыми размышлениями по поводу того, что я и вы наблюдаем в киноиндустрии и не только в ней, а шире... Когда-то именно эту область искусства называли “Фабрикой грёз”. Грезить, значит “спать”, “бездействовать” или “видеть, находясь в бреду”. А ещё слова “грёзы” и “грех” имеют один корень. Кино, как технология, убрала Рассказчика от зрителя даже не за четвёртую стену. Оно породило некоторое “новое искусство” (от слова “искусственный”), - “искусство склеек, монтажа”, а сейчас ещё и “компьютерных эффектов”. Реальный Рассказчик превратился в Волшебника Изумрудного города. Гудвина, который только выглядел перед посетителями устрашающе и могуче, по сути же был обычным закомплексованным циркачом, к тому же бывшим.

Если первые кино деятели, вышедшие во многом из театральных школ, ещё пытались наладить настоящий искренний диалог между Рассказчиком истории и зрителем. То нынешнее кинопроизводство, ухватившись исключительно за технологии, этого диалога и не предполагает. Зритель просто получает “продукт развлечения” того или иного уровня качества, на которое способны его производители. Современных киношников волнует внимание зрителя “до” его встречи с продуктом. И совершенно не волнует то, что зритель будет видеть и чувствовать “во время” такой встречи, когда “продукт” куплен, и уж, тем более, “после” неё.

Он должен “включится в просмотр” и заплатить деньги (или заплатить своим временем), во время просмотра его заставят досмотреть до конца, а после киносеанса (будет ли он проходить в общественном кинотеатре или дома)... хоть трава не расти. Кинопродюсеры будут заняты привлечением внимания к “новому продукту”. Их будет волновать обложка или обертка: массированная рекламная компания и на совесть сбитый, бомбический, трейлер. Зритель должен восклицать “вау!“ от рекламы, а не от самого “продукта”. “Вау” от “продукта” напишут за зрителя взятые в рабство SMM-щики. В такой системе ценностей всё больше внимания производителей уделяется “новости” (новому продукту, “идеи”, мать её…), нежели “истории”. А именно История (с большой буквы) вспоминает, создаёт и представляет определённый мир, пространство, в которое зритель стремиться вернуться снова и снова.

Сегодня никто не думает о возвращении к уже созданному, все штампуют новую, яркую упаковку. Что она “упаковывает” никого не волнует. Людей отучают “вспоминать”. Фильм, премьера которого уже состоялась, умирает для зрителя, исчезает из его памяти, на его место приходят несколько “новинок”. Для Памяти просто не остаётся времени. Из жизни сегодняшнего зрителя исчезает Ритуал, а стало быть, и Миф о преодолении Героя, и Жертвоприношение, в котором его участники способны сгенерировать в себе Состояние этого преодоления Героем. Зритель сегодня разучивается “преодолевать страх собственной смерти” вслед за Героем. Поэтому, сегодня практически не осталось “героев”. Только “действующие лица” или “персонажи”. Единственное, на что может рассчитывать зритель в смысле “страха смерти” - на низкопробный, пошлый, примитивный юмор.

Послушайте аудиторию любого стендап мероприятия… Люди смеются буквально над каждой фразой. Не потому что смешно, а потому что они пришли именно для этого, они заплатили деньги именно за то… чтобы ржать над всем. Им это просто необходимо, чтобы не было так страшно. Страшно от всего, что происходит в окружающем мире и в самом человеке. Страшно от собственной жизни. В таком тотальном поле страха не удивительны и нередки массовые и индивидуальные неврозы. А те в свою очередь сопровождаются или агрессией, или депрессией, или суицидальным настроением. На этом хорошо греет руки многочисленная армия психотерапевтов, которые пудрят мозги своим клиентам “не проработанными травмами” и “болью”, с которой необходимо немедленно вступить в непримиримую борьбу. В результате человек, а то и группа людей (порой весьма многочисленная) начинает бороться… САМИ с СОБОЙ!

Массовой потери памяти способствует и всеобщая цифровизация и роботизация во главе с искусственным интеллектом и нейросетями (ИИ&NN). Человеку больше не нужно помнить и вспоминать свой распорядок дня на день, свой маршрут от дома до работы или места досуга. Телефоны и дни рождения друзей, знакомых и коллег. Информацию, необходимую для работы, досуга и любых отношений. По большому счету, ему НИЧЕГО не нужно ПОМНИТЬ… А вместе с необходимостью вспоминать и помнить, исчезает и интерес к “забытию”. Любознательность и любопытство. Человеку больше не нужно вспоминать прошлое, как и будущее. Он перестаёт жить временем. У него остаётся только постоянно меняющееся, каждый миг, новое… настоящее. И всё… Человека начинает окружать сплошное… НЕБЫТИЕ.

Человек, как и большая часть Человечества перестаёт “вспоминать себя”. Человека больше не интересует его “Я”. Он уже не только не может, но и не хочет отвечать на вопросы, лежащие в основе “образования” (в самом широком смысле этого слова). Вопросы эти - “кто я?” “зачем я здесь?” “куда я иду?” “что для меня ценно?”... его больше НЕ ИНТЕРЕСУЮТ! Но, главное, его перестаёт интересовать Большая История. Тут стоит вспомнить одного известного бизнес-аналитика, который не так давно поставил диагноз “такому сегодняшнему человечеству”: “Мы мечтали о полётах на Марс, а получили “чириканье” (Twitter) в 140 символов… “

Всё новые и новые мессенджеры отучают нас помнить собственный язык, как и собственные чувства. Пользоваться ими. Голосовые сообщения разрушают настоящий диалог, как и современное кино. Эмодзи заменяют эмоции. Что говорить, если мы начали доверять этому монстру (ИИ&NN) способность чувствовать и переживать. Он начинает за человека рисовать картины, снимать кино, создавать тексты, писать стихи и рассказы. Человека цифры и железки начинают вытеснять из той области, где у него еще был шанс оставаться человеком. Из области творчества. Сегодняшний человек уже даже не задумывается о том, про что говорил Ницше: Человек нечто, что должно преодолеть, превзойти…” Ему бы свою человеческую природу сохранить! Какой уж тут “надчеловек” (то, что обычно переводят с немецкого “Übermensch”, как сверхчеловек)?

И ведь все это про… энергию Памяти. Энергию, в борьбе за которую сегодня разгораются все новые и новые конфликты, в том числе военные. Сегодняшняя “индустрия развлечений Общества потребления” построена на том, чтобы выдавливать из каждого “пользователя” “энергию удовольствия”, при этом канализируя (говоря по простому, “сливая в унитаз”) “энергию Памяти”. В этом есть определенная логика с точки зрения тех, кто такими процессами рулит. “Скоро всех людей заменят роботы, человеку не нужна будет даже однодневная рабочая неделя, ему останется только развлекаться”, рассуждают такие горе-“управленцы”. “За развлечение можно будет даже немножко доплачивать, чтобы такой “Человек развлекающийся” не помер с голоду. Важен же не сам человек, но именно его “энергия удовольствия”!” продолжают рассуждать создатели этого “великого и ужасного ИИ&NN” и прочих роботов.

Вспоминается детское произведение Николая Носова “Незнайка на Луне”. Там (на Луне) коротышек их правители изо всех сил заманивали на Остров дураков, где им ничего не нужно было делать, только кататься на каруселях. А вращение этих каруселей обеспечивало энергией заводы самого главного местного Олигарха. Коротышки же на этих каруселях постепенно превращались в барашков. Вот такое “детское” кино…

-2

...................................................................

Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог, советник руководителя.

Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041

Ссылка на Дзен канал (больше 3000 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb

Когда нужно “портфолио”, сюда…

https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html

Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия, Швейцария).

С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.

В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.

Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.

Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.

В 2011 году в течении года вел подкасты про сторителлинг. в 2019 году сделал несколько авторских программ на “Радио 1”. В 2017 было написано 20 сценариев для видео роликов, представляющих косметическую фирму “Солинг” их услуги и продукты. Имеет большой опыт телевизионных съемок, съемок в кино, участия в театральных представлениях.

За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями). Экскурсоводом в Музее «Дедушкин чердак», «Космический чердак», Музей радио и телевидения.

С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.