Монолог Гамлета — он только про «действие» и «бездействие»? Для начала, а что, собственно, означает «to be or not to be»? Предыдущий монолог Гамлета и следующий вопрос о том, «что благородней духом», готовят нас к тому, что «быть» — это терпеть удары фортуны, а «не быть» — восстать против зла и погибнуть в борьбе с ним.
Но большая часть монолога посвящена тому, что нам неизвестна наша посмертная судьба. Хотя самому Гамлету совсем недавно явился призрак его отца, Гамлета-старшего, и рассказал, что проходит огненное очищение от нераскаянных грехов в чистилище. И как неоднократно меняется смысл «быть» и «не быть» в этой неизвестности!
Если бы люди знали, что их ждет в новом бытии, как быстро бежали бы они из этого мира, полного зла, — думает Гамлет. А оставаться в неведении — значит бездействовать, получается?
Как и с другими монологами Гамлета, если мы попытаемся разобраться в этом перетекании «быть» в «не быть» и обратно, то только окончательно запутаемся. «Гамлет» — это так называемая трагедия мести, жанр, где герой понимает, что справедливость уже не восстановить законными способами.
Но Шекспир, в отличие от его предшественников в этом жанре, например, Томаса Кида, автора «Испанской трагедии», заставляет своего героя осознать, что он внутри трагедии мести, что он обречен воспроизвести ее логику и погибнуть.
Поэтому и монолог, в котором «быть» и «не быть» так трагически перемешаны, вырастает из логики сюжета. Гамлет один, во дворце он никому не верит, его выманили для встречи с Офелией, о чем он, возможно, догадывается. Режиссеры, кстати, пользуясь нечеткостью ремарок в шекспировских текстах, любят ставить так, что Клавдий и Полоний подслушивают этот монолог.
При всей тематической цельности в нем есть какая-то неуловимая тупиковость мысли, а может быть, то самое меланхолическое безумие, которое в Гамлете подозревают его дворцовые недруги? В любом случае, в контексте трагедии, наполненный ее болью, он гораздо интереснее, чем вне ее, где легко превращается в набор клише...
О «Гамлете» без клише и популярных шаблонов смотрите наш ликбез с автором этого текста.
--
Автор: Владимир Макаров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, доцент ПСТГУ