Найти в Дзене

Симеон Новый Богослов и его молитва перед Святым Причащением

Приветствую всех вас, дорогие гости и подписчики! Эта статья будет немного необычной - в ней я хочу рассказать об одной молитве, которая имеет хождение в кругах православных верующих, и предложить собственный перевод её. По церковнославянскому переводу почти невозможно догадаться, что в оригинале на греческом языке молитва создавалась как возвышенный гимн. С помощью настоящей публикации я хочу немного приоткрыть тайну этого древнего текста и сделать его более доступным для современного читателя. В истории христианства Симеон Новый Богослов (949-1022) известен как один из величайших мистиков. Он начал монашеский путь послушником знаменитого Студийского монастыря в Константинополе, потом перешел в монастырь святого Мамаса и через некоторое время был избран там настоятелем. Потратив много лет жизни на восстановление обители, он, из-за конфликта с церковными иерархами, был отставлен от управления монастырем и изгнан за пределы столицы. Последние годы жизни Симеон провел на противоположном
Симеон Новый Богослов. Источник изображения: https://days.pravoslavie.ru/images/ii2006_3180.html
Симеон Новый Богослов. Источник изображения: https://days.pravoslavie.ru/images/ii2006_3180.html

Приветствую всех вас, дорогие гости и подписчики!

Эта статья будет немного необычной - в ней я хочу рассказать об одной молитве, которая имеет хождение в кругах православных верующих, и предложить собственный перевод её. По церковнославянскому переводу почти невозможно догадаться, что в оригинале на греческом языке молитва создавалась как возвышенный гимн. С помощью настоящей публикации я хочу немного приоткрыть тайну этого древнего текста и сделать его более доступным для современного читателя.

В истории христианства Симеон Новый Богослов (949-1022) известен как один из величайших мистиков. Он начал монашеский путь послушником знаменитого Студийского монастыря в Константинополе, потом перешел в монастырь святого Мамаса и через некоторое время был избран там настоятелем. Потратив много лет жизни на восстановление обители, он, из-за конфликта с церковными иерархами, был отставлен от управления монастырем и изгнан за пределы столицы. Последние годы жизни Симеон провел на противоположном берегу Босфора, в небольшой обители святой Марины, где и скончался в 1022 году.

Во «внешней» жизни Симеона не было ничего выдающегося, но для многих поколений христиан особой ценностью стал его мистический опыт. На протяжении жизни Симеон неоднократно удостаивался видеть во время молитвы так называемый «Божественный Свет». Опыт встречи с Богом в этом Свете преобразил его душу. В отличие от многих христиан своего времени, Симеон знал Бога не теоретически, а практически, в опыте встречи с Ним, и это знание откровенно выражал в своих проповедях, письмах, стихотворениях.

Для Симеона главным в жизни была встреча с живым и личным Богом. Он искал Бога не на путях рационального постижения догматов или скрупулезного исполнения внешних правил благочестия. Он хотел найти Бога в глубине своего сердца, в мистических тайниках своей личности.

Конечным идеалом, итогом всех духовных устремлений человека для Симеона было обожение. Он понимал его как окончательное, нерасторжимое единство человека с Богом, «пронизанность» всей человеческой природы светом Божией благодати. Впрочем, обожение для него было связано не только с будущим, оно начиналось в настоящем, в Таинстве Причастия (Евхаристии). Отсюда постоянное внимание Симеона к этой теме.

Симеон большую часть своей жизни причащался каждый день. Делал он это всегда со слезами и, став настоятелем, призывал к тому же монахов своего монастыря, большинство из которых, впрочем, воспринимали этот призыв сначала с недоумением, а потом с насмешкой. Для него же Евхаристия была древом жизни (Быт. 2:9), без вкушения плодов которого он не мог прожить ни дня. В этом Таинстве он явственно узнавал Христа как «Хлеб жизни» (Ин. 6:35), дающий надежду на вечность и бессмертие.

Возвышенные духовные идеалы, которыми жил Симеон, нашли своеобразное выражение в его литературном творчестве - он писал стихи. Сохранились многие его стихи и гимны, некоторые из них переведены на русский язык, и довольно неплохо.

Молитвенный гимн, перевод которого помещен ниже, воплотил все содержательные особенности, присущие мировоззрению Симеона. Мне этот гимн понравился своей ритмикой, поэтикой, образностью. Тематически он, конечно, немного мрачен, как многие другие произведения данного автора, зациклен на грехе, покаянии и всем таком прочем. Но надо понимать, что так было построено мышление средневекового монаха. Он просто не мог думать иначе, вне этих категорий. Тот опыт встречи с Богом, который в этом гимне отражен, довольно ярок и силен, он перекрывает собой всю эту средневековую мрачность.

Существует несколько поэтических переводов этой молитвы на русский язык, выполненных как профессионалами, так и любителями. Я в свое время сделал собственный перевод, не потому, что счел прежние плохими, но из-за желания пропустить этот текст сквозь себя. Желающие посмотреть остальные переводы могут их отыскать в интернете и проделать аналитическую работу, сравнив их между собой. Среди них отмечу лишь перевод Т.Л. Александровой (http://www.mgl.ru/sites/default/files/library/pr._simeon_novyy_bogoslov.doc): он наиболее качественный и серьезный, на мой взгляд.

Текст молитвы был мной переведен по современному греческому изданию книги «Ὡρολόγιον τὸ μέγα» (Θεσσαλονίκη, 2005). Стараясь сохранить ритмический рисунок оригинала, я слегка изменил текст: где-то добавил подходящие по смыслу слова (они выделены курсивом), а где-то, напротив, их опустил. Разбиение стиха на смысловые части тоже произведено мной, в оригинале текст идет сплошняком. Начальные слова каждой части маркированы полужирным выделением.

Стилистика перевода чуть архаизирована, в ней намеренно сохраняются многие церковнославянские слова и выражения. Надеюсь, для читателей, знакомых с церковнославянским текстом молитвы, это не составит проблемы. Библейские аллюзии и образы, которыми насыщен текст стиха, к сожалению, в рамках этой публикации сложно показать. Впрочем, кто в теме, тот и сам их увидит)))

Молитва Симеона Нового Богослова перед Святым Причащением

"От устен моих прескверных

И от мерзостного сердца,

От нечистого язы́ка,

От души преоскверненной,

Мой Христе, прими моленье,

И, моих не отвергая

Слов, и дерзких выражений,

И безмерного бесстыдства,

Дай, Христе мой, дерзновенье

Мне сказать, что я желаю,

Лучше же наставь, что нужно

Сделать мне и что сказать мне.

Согрешил я больше блудной,

Что, узнав, куда пришел Ты

И купив поспешно миро,

Пришла смело, чтоб помазать

Твои ноги, о Христе мой,

О Владыка мой и Бог мой.

Как ее Ты не отринул,

Приходившую от сердца,

Так и мной не погнушайся;

Дай мне Твои ноги, Слове,

Охватить, и целовать их,

И текущими слезами,

Как бы драгоценным миром,

Их, Христе, помазать смело.

Ты омой меня слезами

И очисти ими, Слове,

Отпусти мне прегрешенья

И прощение подай мне.

Много зол моих Ты знаешь,

Знаешь Ты все мои раны,

Видишь Ты и мои язвы;

Но и веру мою знаешь,

И желанье мое видишь,

И внимаешь воздыханьям.

От Тебя не скрыта, Боже,

Мой Творец, Мой Искупитель,

Ни одна слёзная капля,

Ни частица капли этой.

Несоделанное мною

Уже видят Твои очи;

И в Твоей, Владыка, книге

То, что я еще не сделал,

Уже вписано Тобою.

Ты взгляни на мою низость,

На мой труд взгляни, каков он!

И грехи все отпусти мне,

Боже всех, чтоб чистым сердцем,

И трепещущим рассудком,

И душою сокрушенной

Причастился я нескверных

И пречистых Таинств, ибо

Ими жизнь и обоже́нье

Подается всем едящим

И пиющим с чистым сердцем.

Ведь сказал Ты, мой Владыка:

«Всякий, Мою Плоть едящий

И пиющий Моей Крови,

Таковой во Мне пребудет,

И Я Сам в Нем пребываю».

Истинно, Владыка, Бог мой

Всяческое Твое слово;

Ибо, Божьих благодатей

Приобщась боготворящих,

Знаю: не один уже я,

Но с Тобою, о Христе мой,

Свет трисолнечный, превечный,

Просвещающий весь космос!

Чтоб один я не остался

Без Тебя, без Жизнодавца,

Без дыхания и жизни,

Без Тебя, мое весе́лье

И спасенье всего мира –

Для того к Тебе пришел я,

Как Ты видишь, со слезами

И душою сокрушенной,

Искупленье прегрешений

Умоляя дать мне, Слове,

И Твоих жизнь подающих

Непорочных Таинств ныне

Мне вкусить неосужденно,

Чтобы, как сказал, пребыл Ты

И со мной, треокаянным;

Чтобы льстивый меня хитро,

Обретя без благодати,

Не похитил, и, прельстивши,

Не отвел меня от вечных

Слов Твоих боготворящих.

Посему и припада́ю,

И взываю горячо я:

Как распутного Ты принял

И пришедшую блудницу,

Так прими и меня, Щедрый,

Развращенного блудами,

В сокрушении душевном

Приступающего ныне!

Знаю я, что пред Тобою

Так, как я, никто не грешен,

И никто не сделал, Спасе,

Дел таких, каких я сделал.

Но и то я также знаю,

Что ни тяжесть прегрешений,

Ни грехов число большое

Божьего не превосходят

Многого долготерпенья

И любви к нам, людям, крайней;

Но елеем состраданья

Кающихся горячо Ты

Очищаешь, просвещаешь

И творишь причастных свету,

Приобщаешь Своему Ты

Божеству их независтно,

И – о, странное для мыслей

Ангелов и человеков –

Говоришь Ты с ними часто

Как с ближайшими друзьями!

Это смелости дает мне,

Мой Христе, и окрыляет;

И, надеясь на Твои к нам

Щедрые благодеянья,

Радуясь и ужасаясь,

Я, трава, огня вкушаю

И бываю – дивно чудо! –

Орошен неизъяснимо,

Как тот куст, в пустыне древней

Несгораемо горевший.

Ныне благодарной мыслью,

Благодарным моим сердцем,

Благодарными моими

Членами души и тела

Поклоняюсь, величаю,

Прославляю тебя, Бог мой,

Ибо Ты – благословенный

И сегодня, и вовеки!"

На этом пока всё. До новых встреч!