Interia | Польша
В Дании обсуждают создание ядерной программы после угрозы захвата Гренландии, пишет Interia. Политики предложили проект под названием "Мьёльнир" на фоне эскалации отношений между ЕС и США. Эксперты отмечают, что это чревато для страны серьезными последствиями.
Якуб Кшивецкий (Jakub Krzywiecki)
У Дании возникла идея заполучить "Молот Тора", то есть собственное ядерное оружие. Столкнувшись с угрозами и требованиями Дональда Трампа, датские политики предлагают северным странам создать совместную ядерную программу. В беседе с порталом Interia эксперты анализируют вероятность такого шага, его последствия для НАТО и возможное участие в ядерной программе Польши. Генерал Мечислав Бенек решительно не рекомендует этого делать. Почему?
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Датчане назвали свой проект "Мьёльнир" — в скандинавской мифологии так называется легендарный молот бога грома и молний Тора. С инициативой выступили советники оппозиционной партии "Либеральный Альянс". Свою идею они представили на страницах газеты Berlingske.
Трамп надеется на Путина. Стало понятно, зачем он ему нужен в Совете мира по Газе
Авторы данной концепции отмечают, что в последние недели напряженность в отношениях США и Европы достигла критической точки, поэтому Дании стоит подумать над созданием собственной ядерной программы — вместе со Швецией, Норвегией, Финляндией и, возможно, Исландией. Они также подчеркивают, что ядерное оружие призвано защитить страны Северной Европы в новую "эпоху хищников".
Авторы идеи — Николай Свейгаард Поульсен и Мортен Меллер Соренсен утверждают, что процесс обогащения урана можно было бы начать относительно быстро, поскольку в Швеции и Финляндии имеются ядерные реакторы. Управление ядерным оружием предлагается передать в руки совместного командования северных стран.
Молот Тора и "крах веры в надежность американских гарантий"
В связи с этим прежде всего напрашивается вопрос, почему "северяне" до сих пор еще не создали такое оружие. Все дело в том, что с 1968 года действует Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), к которому присоединилось большинство стран мира. Его принцип прост: ядерное оружие могут иметь только те государства, которые владели им в момент подписания документа.
Заведующий кафедрой Стратегической мысли Университета Комиссии национального образования в Кракове профессор Рафал Копеч в беседе с порталом Interia говорит о том, что в настоящее время мы являемся свидетелями начала процесса переосмысления этих обязательств. "В последний год все больше говорится о приобретении ядерного оружия — например, в Японии, Южной Корее и в странах Северной Европы. Это уже не какая-то абстрактная, а вполне конкретная тема", — подчеркивает он.
Профессор отметил, что причин тут две. "Во-первых, ядерное оружие было использовано Россией для шантажа Украины и Запада (Россия обороняется от западной агрессии — прим. ИноСМИ). Вторая проблема — это крах веры в надежность американских гарантий безопасности в связи с ситуацией с Гренландией. Даже если американцы не зайдут слишком далеко в своих угрозах, ящик Пандоры уже отрылся. Доверие будет очень трудно восстановить", — считает Копеч.
Решится ли Скандинавия на создание собственного ядерного оружия? "Такой сценарий вполне вероятен, но я не думаю, что в данный момент мы к этому близки", — говорит порталу Interiа Артур Кацпшик, аналитик по ядерному сдерживанию Польского института международных отношений.
"Он может материализоваться в случае раскола трансатлантического единства, если нынешний кризис в НАТО продолжится и серьезно углубится, а особенно в случае, если США применят силу против Гренландии", — добавил эксперт. Артур Кацпшик также объяснил, какие трудности ждали бы скандинавов на пути создания гипотетической ядерной программы.
Открыто или тайно?
Как отмечает эксперт, в 60-е годы Швеция уже была в шаге от приобретения собственного ядерного оружия. Стокгольм отказался от этих планов в связи с подписанием ДНЯО. Артур Кацпшик подчеркивает, что если даже если попытаться получить его тайно, это в наши дни сделать не так-то просто.
"Скрыть нарушение этого договора сложно, поскольку в его рамках была создана система мониторинга гражданских ядерных программ МАГАТЭ. С момента подписания договора также были усилены режимы экспорта чувствительных ядерных технологий, то есть тех, которые нужны для создания ядерного оружия", — сказал он порталу Interiа.
Эксперт добавляет, что такие шаги сопряжены с серьезным риском, поскольку первой против новых ядерных программ будет протестовать Москва.
"За последние десятилетия возможности разведок основных международных игроков значительно расширились и усилились. Сегодня, попытайся скандинавские государства получить ядерное оружие, риск обнаружения таких намерений был бы намного выше, чем в 60-е годы прошлого века. Если такая программа будет обнаружена, возникнет реальная угроза нанесения Россией удара по ядерным установкам с целью остановить работу над ядерным арсеналом, как, например, это в прошлом году сделали США с Израилем, ударив по ядерной программе Ирана", — объясняет эксперт.
Что нужно для реализации программы?
На пути к ядерной программе Северной Европе пришлось бы также решать проблемы технического характера.
"Из всех скандинавских стран у Дании таких возможностей меньше всего. На сегодняшний день она не имеет ни ядерных реакторов, ни урановых месторождений на основной части своей территории. Для получения ядерного оружия нужен либо уран, который еще нужно переработать и обогатить, либо плутоний, который можно получить из топлива, используемого в ядерных реакторах. Урановые месторождения находятся как раз в Гренландии, но на данный момент они не эксплуатируются", — объясняет Кацпшик.
Кроме того, мало иметь ядерное оружие, необходимо располагать средствами его перемещения, то есть ракетами достаточно большой дальности. Также важно обладать технологиями миниатюризации ядерной боеголовки, чтобы она могла поместиться в ракету. По словам нашего собеседника, для создания ядерной программы скандинавам потребовалось бы как минимум несколько лет.
При этом Кацпшик признает, что скандинавский ВПК справился бы с этой задачей. И не только скандинавский.
"Польша могла бы производить ядерное оружие, но это был бы длительный и рискованный процесс. Целесообразность такого шага зависела бы, прежде всего, от того, насколько надежным союзником будут США, а также от позиции крупнейших европейских союзников", — отмечает эксперт.
Генерал Бенек говорит прямо: "Я бы не советовал министру это делать"
Может быть, скандинавские амбиции — это шанс для Польши присоединиться к программе получения собственного ядерного оружия? Мы спросили генерала Мечислава Бенека, советника министра национальной обороны Польши, рекомендовал бы он министру присоединиться к такой программе, если бы это было возможно.
"Я бы не советовал, — решительно ответил генерал. — У нас есть ядерный зонтик. Есть державы, обладающие ядерным оружием. Такая идея лишь провоцирует рост напряженности. Эту тему придумали и вбросили для обсуждения оппозиционные датские политики. Представьте себе, что какой-то наш оппозиционер сказал бы: „Давайте создавать со странами Балтии ядерное оружие“. Это длительный процесс, хотя технологии сегодня продвинулись очень далеко. Но это не имеет смысла. Я считаю, что наш ядерный зонтик достаточно эффективен, и нам нечего бояться", — отвечает Бенек.
Мы спрашиваем, не ослабели ли, по мнению генерала, американские гарантии безопасности во время президентства Дональда Трампа?
"Гарантии несколько видоизменились, но они все еще существуют. За год президентства Трампа мы были свидетелями заключения им всевозможных сделок. Его цель — расширение влияния и утверждение лидерства США. Он считает себя самым умным, самым жестким лидером. Он стремится реализовать свою программу MAGA. Но для этого необходимо согласие Конгресса. Кое-что он сейчас делает без одобрения конгрессменов, но рано или поздно этот тренд изменится", — отмечает генерал.
Бенек также подчеркивает, что "благодаря решительной позиции президента Трампа страны НАТО увеличили свои бюджеты, и это делает альянс сильнее".
"У американцев здесь слишком много экономических, политических и социальных интересов, чтобы покинуть Европу. Мы, в свою очередь, имеем двусторонние контакты с США и многосторонние с НАТО. И давайте не будем забывать, что если когда-нибудь дело дойдет до конфликта Америки с Китаем (надеюсь, что этого не случится), то кто еще будет ее союзником? Только Европа, возможно, страны Дальнего Востока: Япония, Корея, Австралия и Новая Зеландия. США не смогут в одиночку реализовывать глобальную политику, и Трамп это хорошо понимает", — считает Мечислав Бенек.
Реакция США и России. Необходимый баланс прибылей и убытков
И Рафал Копеч, и Артур Кацпшик подчеркивают, что прежде, чем думать о собственной ядерной программе, сначала нужно тщательно взвесить все за и против. Особенно в контексте реакции Вашингтона.
"С 60-х годов ХХ века американцы не раз пытались предотвратить приобретение ядерного оружия не только их соперниками, но и союзниками — для этого США оказывали давление, поддерживали и укрепляли альянсы. Если бы Вашингтон узнал о том, что Варшава ведет разработку ядерного оружия, он оказал бы давление, угрожая сократить военное присутствие в Польше или вообще отказаться от своих союзнических обязательств.
Также нужно учитывать реакцию Кремля. "Россия, безусловно, приняла бы меры, чтобы остановить нашу ядерную программу", — обращает внимание профессор Копеч.
Специалист также указывает на то, что совместная ядерная программа настолько сложна и трудоемка, что владение ядерным оружием имеет смысл, когда оно находится исключительно под контролем его владельца. Но, с другой стороны, возможно, группе государств было бы легче продвигать идею приобретения оружия на международной арене.
Есть ли альтернатива?
В контексте ядерной программы Артур Кацпшик также обращает внимание на необходимость считаться с реакцией стран Старого Света.
"Я думаю, что на данный момент большинство европейских стран не одобрило бы приобретение атомного оружия неядерными странами НАТО и ЕС. В этом случае возник бы риск втягивания их в войну с Россией, если та обнаружит и атакует ядерные программы союзников по Альянсу. Однако не исключено, что отношение европейцев изменится, если США уйдут из Европы — тогда риск конфликта в любом случае резко возрастет", — считает эксперт.
"В случае длительного кризиса в отношениях с США многие страны, возможно, первым делом захотят получить гарантии защиты от ядерных сил Франции и Великобритании. Обе эти страны уже принимают меры в данном направлении, хотя неясно, как далеко они готовы пойти", — отмечает аналитик Польского института международных отношений и добавляет, что есть еще одна альтернатива ядерным амбициям.
"Некоторые европейские страны могут попытаться приблизиться к статусу „ядерного порогового государства“. То есть страны, которая не работает над созданием ядерного оружия, но имеет технологии и возможности, которые позволили бы в случае принятия соответствующего решения его относительно быстро получить. Среди союзников США такими государствами являются, в частности, Япония и Германия, в меньшей степени Южная Корея", — объясняет Артур Кацпшик в беседе с Interia.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>