Найти в Дзене

Как я неожиданно оказалась внутри чужой переписки

Никогда не скрывала, что люблю посещать творческие встречи, там всегда непредсказуемо, но при этом живая атмосфера и открываешь для себя что-то новое и неожиданное. Чаще всего хожу просто послушать интересных людей, а результат всегда разный. В этот раз была участником открытой встречи , посвященной литературному спектаклю-диалогу «Музыка между строк». У меня было чувство, как будто наблюдала за чьей-то жизнью и даже частично проживала ее вместе с героями. Вообще не ожидала, что история, собранная из писем, может так зацепить. Это про переписку Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк. Мистический союз двух людей, которые писали друг другу почти 14 лет. 1210 писем: 760 от него, 450 от неё. Они обсуждали музыку, веру, жизнь, страхи, сомнения, бытовые мелочи. И главное, что при этом никогда не виделись. Переписка издана и уже даже переиздана на разных языках в разных странах. Я видела лишь фрагмент спектакля «Музыка между строк». Но даже этого хватило, чтобы проникнуться.
Оглавление

Никогда не скрывала, что люблю посещать творческие встречи, там всегда непредсказуемо, но при этом живая атмосфера и открываешь для себя что-то новое и неожиданное.

Чаще всего хожу просто послушать интересных людей, а результат всегда разный. В этот раз была участником открытой встречи , посвященной литературному спектаклю-диалогу «Музыка между строк».

На фото: Вероник Вяткина, Денис Фон Мекк, Светлана Кузянина
На фото: Вероник Вяткина, Денис Фон Мекк, Светлана Кузянина

У меня было чувство, как будто наблюдала за чьей-то жизнью и даже частично проживала ее вместе с героями. Вообще не ожидала, что история, собранная из писем, может так зацепить.

Что за переписка

Это про переписку Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк. Мистический союз двух людей, которые писали друг другу почти 14 лет.

1210 писем: 760 от него, 450 от неё. Они обсуждали музыку, веру, жизнь, страхи, сомнения, бытовые мелочи. И главное, что при этом никогда не виделись.

Переписка издана и уже даже переиздана на разных языках в разных странах.
Веррника Вяткина с портретом Надежды Филаретовны Фон Мекк
Веррника Вяткина с портретом Надежды Филаретовны Фон Мекк

Я видела лишь фрагмент спектакля «Музыка между строк». Но даже этого хватило, чтобы проникнуться. Мы начали узнавать эту историю со слов: “Приглашаю вас перенестись в 1876 год — полтора века назад” и дальше письма, которые написаны красивым русским языком. Это, правда удовольствие, слушать и понимать, что это не поэма и не роман, а простая переписка, особенно сейчас, когда везде сокращения и смайлы.

Денис Фон Мекк - потомок Фон Мекк и Чайковских с портретов Петра Ильича Чайковского
Денис Фон Мекк - потомок Фон Мекк и Чайковских с портретов Петра Ильича Чайковского

Как сказала режиссер спектакля Светлана Кузянина: “Чайковский перестаёт быть картинкой в консерватории или бронзовым памятником”. Он становится живым человеком Петром Ильичом, растерянным, ждущим поддержки, иногда уставшим и, конечно, благодарным. А Надежда Филаретовна — не просто меценат, который поддерживает талантливых музыкантов, а женщина с огромным внутренним миром, силой и невероятной чуткостью.

Кто исполняет роли. Тут интересно

Особое ощущение придаёт то, что эти письма читает актриса и благотворитель Вероника Вяткина. Она играет роль Надежды Филаретовны — думающая, умная, наполненная. Мне кажется, тут попадание в роль 100/100. И Денис Фон Мекк — потомок той самой династии Фон Мекк и Чайковских. Он играет Петра Ильича Чайковского.

На фото: Надежда Фон Мекк, ее сын Николай, племянница Чайковского Анна Давыдова и Петр Ильич Чайковский. Николай и Анна поженились.
На фото: Надежда Фон Мекк, ее сын Николай, племянница Чайковского Анна Давыдова и Петр Ильич Чайковский. Николай и Анна поженились.

Меня зацепил момент, что они в жизни не встречались и не общались, даже не смотря на то, что сын Фон Мекк Николай и племянница Чайковского Анна Давыдова поженились при их жизни. И еще, что письма звучат не сами по себе, а как диалог. И герои обсуждают не только музыку, а еще и ежедневные проблемы: холеру и как от нее спасались, домашние дела, политику, которая потом стала историей России. Это автобиографический спектакль, слушаешь и понимаешь, что во все времена жизнь одинаковая, ничего не меняется.

Правда ли, что они не встречались?

Всех, кто был на встрече очень интересовал вопрос: “Правда ли, что они никогда не встречались, при том что их наследники поженились при их жизни?”

Ответ Дениса Фон Мекка думаю, достаточно справедливый: “Мы с вами не жили в XIX веке. В XIX веке люди не могли сами познакомиться. Они должны быть представлены друг другу. Мы сейчас этого даже не поймем. Как пример, сейчас зашел в соцсети, кликнул и начал там дружить. Тогда не было куда заходить. И есть противоположный эффект, эффект железнодорожного купе, когда люди открываются первому человеку, которого никогда не встретят, то есть какие-то психологические вещи”.

Фото в зал. Все очень заинтересовались историей и слушали с большим интересом
Фото в зал. Все очень заинтересовались историей и слушали с большим интересом

Письма Надежды Филаретовны Фон Мекк и Петра Ильича Чайковского становились для них чем-то вроде откровенного разговора в купе поезда — с человеком, которого, возможно, никогда не увидишь. И от этого их честность в переписке была только сильнее.

«Музыка между строк» спектакль — про то, что за громкими фамилиями всегда стоят живые люди.

Теперь хочу увидеть спектакль целиком и почитать письма.

Напишите, что думаете, они и правда никогда не встречались?

Спасибо, что дочитали до конца.

Рада видеть вас в канале Гулена Путешественница