Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Спецоперация Опекуны: Тени Куликовской битвы

Великая неизвестная битва Битва была. Войско Мамая потерпело сокрушительное поражение. Последствия победы вскоре станут огромной моральной и духовной силой, которая не только будет укреплять строительство единого государства через сто лет, но и станет великой вехой нашей истории. Это, пожалуй, то определенное, что с уверенностью можно сказать о данной битве. Остальное – сложнейшее сочетание исторических фактов, легенд, преданий, сказаний, тайн и новых открытий. Исторические исполины: Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Боброк Волынский, Мамай, Челубей – все они сегодня в свете многого неизвестного, выходя из русской легенды, отбрасывают великие тени. Тени Куликова поля. Попробуем и мы, привлекая разные исторические источники, начать свое движение между этими великими тенями. Рождение легенды Национальный миф-предание о событиях Куликовской битвы был рожден из данных четырех источников: Летописной повести, «Жития Сергия Радонежского», «Задонщины» и «Сказани

Спецоперация Опекуны: Тени Куликовской битвы

Великая неизвестная битва

Битва была. Войско Мамая потерпело сокрушительное поражение. Последствия победы вскоре станут огромной моральной и духовной силой, которая не только будет укреплять строительство единого государства через сто лет, но и станет великой вехой нашей истории. Это, пожалуй, то определенное, что с уверенностью можно сказать о данной битве. Остальное – сложнейшее сочетание исторических фактов, легенд, преданий, сказаний, тайн и новых открытий. Исторические исполины: Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Сергий Радонежский, Дмитрий Боброк Волынский, Мамай, Челубей – все они сегодня в свете многого неизвестного, выходя из русской легенды, отбрасывают великие тени. Тени Куликова поля. Попробуем и мы, привлекая разные исторические источники, начать свое движение между этими великими тенями.

Рождение легенды

Национальный миф-предание о событиях Куликовской битвы был рожден из данных четырех источников: Летописной повести, «Жития Сергия Радонежского», «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Интересно, что всё это не единые тексты, а целая россыпь разных списков и редакций. К ним можно прибавить еще и Синодик (тексты с поминанием погибших). Интересно, что самый ранний письменный рассказ будет составлен только через 28 лет после великой битвы. Тексты «Куликовского цикла» не только кладезь древнерусской литературы, но и собрания записанных устных легенд, рассказов, мифов, которыми к 20-м гг. XV века наполнилась народная память. Уже тогда, в правление сына Дмитрия Донского Василия I, главные действующие лица превратились в легенды, исполинов, в великие тени. Легенда эта существует и поныне. Однако ученые уже более ста лет внимательно изучают исторические источники: грамоты, списки, редакции, артефакты. И с каждым годом легенда приобретает новые очертания, подробности и краски. С каждым новым научным открытием тени Куликова поля оживают… 

Зачин

В начале декабря 1379 года в небольшое село Стромынь приезжают княжеские сани. Здесь Дмитрия Московского уже ожидает один из его опекунов – старец Сергий. Сергий освящает небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Князь исполнил свое обещание, данное после победы над ордынцами на реке Воже, заложить и впоследствии облагодетельствовать монастырь. Дело в том, что сама битва произошла в начале августа 1378 года, как раз во время Успенского поста. Павших в ней русских воинов хоронили как раз на Успение. 

Позже преподобный Савва Сторожеский озвучит цель этого строительства более конкретно: «… чтобы собрать в монастырь нарочитых молитвенников о победе над врагом». Эта встреча Сергия и князя Дмитрия – последняя подтвержденная источниками до событий Куликовской битвы. Несколько месяцев стороны готовились к решающему столкновению.

В это время Мамай собирает огромное войско. Состав его известен хорошо: помимо татар, были представители народов Поволжья, Кавказа, Крыма. Принимали участие армяне и генуэзцы. Ермолинская и Львовская летописи помогают представить эту многоязычную армию: «бесермены, армены, фрязи, черкасы, буртасы, ясы, черемисы, мордва». Мамай, скорее всего, понимал, что это его последний шанс устоять. В Каффе генуэзцы ждали от него договора (концессий) по добыче и вывозу из Руси мехов, воска и меда. Возвращение Руси в систему выплаты дани, прекратившейся окончательно с 1374 года, было еще одной целью. К 1380 году Москва и союзные княжества уже контролировали весь торговый трафик в Верхнем и Среднем Поволжье. Главный «могильщик» Мамая, хан Тохтамыш, уже начинает принимать присяги некогда подчиненных Мамаю беков и эмиров. В этой ситуации Мамай идет ва-банк.

Великая легенда

Великая легенда рождается в текстах «Куликовского цикла». Согласно исследованиям академиков Алексея Шахматова и Сергея Азбелева, прежде чем появиться на страницах рукописей летописцев XV века, все эти легенды и предания существовали в устной традиции.

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ