Найти в Дзене
crazy horsewoman

Породы собак: псарные, скотогонные, дворовые, домашние. Часть 3

Английский мастиф - вторая изначально дворовая порода, благодаря своим прекрасным качествам сумевшая "выбиться в люди". Мастифов в Англии разводили еще с доримских времен, правда, выглядели они тогда непривычно для нас - были поджарыми и с длинной мордой, позволявшей кусать всей пастью, нанося страшные раны коренными зубами. Это были крупные, мощные, злобные, гармонично сложенные собаки, одинаково пригодные для охоты и для охраны. Держали их поначалу во дворах, часто на цепи. Так было до тех пор, пока во время Столетней войны английский рыцарь сэр Пирс Ли из поместья Лайм-Холл не отправился по приказу короля Генриха Пятого во Францию, где ему предстояло пасть в битве при Азенкуре. Победили тогда англичане, но французы взяли с них кровавую дань. Сэр Пирс был смертельно ранен в самом начале сражения, длившегося не один час, рыцарь и тело его убитого боевого коня оказались на нейтральной полосе. Англичане взяли верх и перешли в наступление очень нескоро. И все это время умирающего охра
Английский мастиф
Английский мастиф
На эту картину художника вдохновила гибель сэра Пирса Ли.
На эту картину художника вдохновила гибель сэра Пирса Ли.

Английский мастиф - вторая изначально дворовая порода, благодаря своим прекрасным качествам сумевшая "выбиться в люди".

Мастифов в Англии разводили еще с доримских времен, правда, выглядели они тогда непривычно для нас - были поджарыми и с длинной мордой, позволявшей кусать всей пастью, нанося страшные раны коренными зубами. Это были крупные, мощные, злобные, гармонично сложенные собаки, одинаково пригодные для охоты и для охраны. Держали их поначалу во дворах, часто на цепи.

Это голова мастифа, между прочим!
Это голова мастифа, между прочим!

Так было до тех пор, пока во время Столетней войны английский рыцарь сэр Пирс Ли из поместья Лайм-Холл не отправился по приказу короля Генриха Пятого во Францию, где ему предстояло пасть в битве при Азенкуре. Победили тогда англичане, но французы взяли с них кровавую дань. Сэр Пирс был смертельно ранен в самом начале сражения, длившегося не один час, рыцарь и тело его убитого боевого коня оказались на нейтральной полосе. Англичане взяли верх и перешли в наступление очень нескоро. И все это время умирающего охраняла огромная сука английского мастифа, любимица сэра Пирса, которую он взял с собой на войну. В бою она сражалась рядом с ним.

Преданная собака охраняла раненого хозяина от мародеров в лице французской пехоты. Пехота Средневековья - это не ландскнехты Тридцатилетней войны, не московские стрельцы и не янычары, это, попросту говоря, сброд. Задачей этого сброда было добивать врагов, сраженных рыцарской конницей, а чуть что - бежать. Бегущих не преследовали, горе-пехотинцы не были той живой силой, которую обязательно нужно уничтожить.

Но мародерствовать они умели и любили, знали в этом толк. Собаке, имя которой до нас не дошло, пришлось туго, так как превосходные доспехи сэра Пирса и седло его коня были очень лакомым кусочком для мародеров. Собака несколько часов отгоняла солдат противника от уже умершего хозяина. Разъяренная, громадная, с окровавленной пастью, она выглядела как инфернальное чудовище, поэтому пристрелить ее с безопасного расстояния никто не решился - считалось, что стрелы не причинят демону вреда. А все, кто пытался зарубить ее мечом, отползали с проклятиями, волоча прокушенные конечности.

Наконец битва закончилась победой англичан, и самого короля Генриха Пятого приближенные позвали взглянуть на героическую собаку. Он был так впечатлен, что распорядился отправить домой, в Лайм-Холл, доспехи и оружие сэра Пирса - и его верную защитницу. "Она - такое же достояние семьи убитого, как его меч, и заслужила право продолжить свой род", - рассудил король. Слуги сэра Пирса доставили собаку домой, где она принесла потомство и положила начало знаменитым мастифам Лайм-Холла.

Слава о подвиге собаки распространилась благодаря королевским хронистам и песням менестрелей. Рыцари стали растить мастифов как боевых собак (не путать с бойцовыми!) и, подражая сэру Пирсу, брать их с собой на войну. А боевой пес - уже не дворовый, он домашний, так как в походе хозяин делит с ним и палатку, и постель, и последний кусок хлеба. И, вернувшись домой, держит его в замке, потому что превращать побратимов в цепных рабов - не рыцарское дело.

Сами вы "это чудовище"! А я - английский мастиф, и я домашний пес!
Сами вы "это чудовище"! А я - английский мастиф, и я домашний пес!
Дети короля Карла Первого со своим телохранителем. Наследник престола, будущий Карл Второй, стоит, положив руку на голову мастифа. Обратите внимание, что голова - не квадратная, а длинная, кирпичеобразная, и напоминает скорее голову азиата. Вплоть до 19 века мастифы были такими.
Дети короля Карла Первого со своим телохранителем. Наследник престола, будущий Карл Второй, стоит, положив руку на голову мастифа. Обратите внимание, что голова - не квадратная, а длинная, кирпичеобразная, и напоминает скорее голову азиата. Вплоть до 19 века мастифы были такими.

Вскоре умным и бесстрашным мастифам стали доверять охрану королевских детей. Вот как высоко взлетел бывший дворовый цепняк!

А щенки английского мастифа, в родословной которых есть собаки Лайм-Холла, - до сих пор считаются "сливками сливок", золотым фондом породы.