Найти в Дзене

Парадоксы российского здравоохранения

Детские личики, залитые слезами, испуганные глазёнки, слабые улыбки маленьких пациентов, которым поставили страшные диагнозы... Сюжеты, вкраплённые в обойму крикливых реклам. Просьбы о помощи с телеэкрана на что-то надеющихся или уже отчаявшихся родителей. Речь всегда идёт о том, что для выздоровления ребёнка имярек необходимы операция или препарат стоимостью в миллионы, а иногда и десятки миллионов рублей. Очень часто обращение начинается со слов: "Уважаемые благотворители"... "Благотворители" бывают двух категорий:
1) Наивные пенсионеры, которые, не в силах видеть страдания детей, посылают от 200 до 500 рублей;
2) Разбогатевшие неисповедимыми путями представители "среднего класса", посылающие внушительные суммы, которые для них а) внушительными не являются и б) вызывают у отправителей сознание собственной значимости и щедрости. И тут возникает вопрос: если деньги за лечение требуют иностранные врачи, то почему в нашей стране не находится медиков точно такой же квалификации, чтобы выл
Рисунок из сети интернет
Рисунок из сети интернет

Детские личики, залитые слезами, испуганные глазёнки, слабые улыбки маленьких пациентов, которым поставили страшные диагнозы...

Сюжеты, вкраплённые в обойму крикливых реклам. Просьбы о помощи с телеэкрана на что-то надеющихся или уже отчаявшихся родителей. Речь всегда идёт о том, что для выздоровления ребёнка имярек необходимы операция или препарат стоимостью в миллионы, а иногда и десятки миллионов рублей. Очень часто обращение начинается со слов: "Уважаемые благотворители"...

"Благотворители" бывают двух категорий:
1) Наивные пенсионеры, которые, не в силах видеть страдания детей, посылают от 200 до 500 рублей;
2) Разбогатевшие неисповедимыми путями представители "среднего класса", посылающие внушительные суммы, которые для них а) внушительными не являются и б) вызывают у отправителей сознание собственной значимости и щедрости. И тут возникает вопрос: если деньги за лечение требуют иностранные врачи, то почему в нашей стране не находится медиков точно такой же квалификации, чтобы вылечить ребёнка в России? Если же такие суммы требуют свои доктора, то где их совесть, где верность профессиональному долгу, и почему они нарушают клятву Гиппократа? Вроде бы, по Конституции РФ, у нас бесплатное здравоохранение. Или я чего-то не понимаю?

Ни для кого не секрет, что в РФ с демографической ситуацией, мягко говоря, не всё хорошо. Уходит из жизни старшее поколение по естественным причинам. Среднее поколение не очень здорово. Эти люди родились и росли в 90-е годы прошлого века, и не удивительно, что многие из них имеют болезни, характерные для старшего возраста: сердечно-сосудистые заболевания, болезни пищеварительной системы, ревматизм. Младенческая и детская смертность выше, чем была в Советском Союзе. Падает рождаемость среди населения. И, как говорили персонажи предвоенного советского фильма "Сердца четырёх", "Ничего случайного не бывает. Всё имеет свои причины".

В результате "оптимизации здравоохранения" позакрывались многие  поликлиники по всей стране. Почему? Не хватает врачей и среднего медперсонала? Но медицинские учебные заведения регулярно штампуют дипломированных специалистов. Да, к услугам населения платные специализированные клиники. Возможно, обслуживание там и лучше, чем в обычных. Но где гарантия выздоровления пациентов? По телевизору показывают новые медицинские центры с оборудованием по последнему слову техники. Преимущественно это происходит в Москве. при этом по всей стране закрываются больницы, поликлиники, сельские здравпункты, оставшиеся ещё с советских времён в "глубинке". Выпускников медицинских ВУЗов пытаются заинтересовать материально, чтобы они ехали в областные и районные центры (о деревнях уже речь не идёт). Результат налицо.

В районных поликлиниках города на Неве сумасшедшие очереди к терапевтам и к специалистам. На помощь опять приходит "оптимизация". У добросовестных врачей бывает по полсотни пациентов в день, потому что они свято соблюдают заповеди медицинских работников, не отказывая в помощи пришедшим на приём. Чиновники от здравоохранения встрепенулись: "Как это так? Надо навести порядок! Приём ограничить записью со строгим количеством номерков! Что? Заболевших больше, чем положено? Ну, и что? Подождут! Никуда не денутся! А если невтерпёж, пусть идут в платную клинику!".

Представим теперь ситуацию. Пациент кардиологического профиля чтобы попасть к специалисту ждёт своей очереди к терапевту чтобы тот его записал к кардиологу. Через несколько дней (не будем уточнять их количество) кардиолог (по записи!) принимает пациента и опять-таки ставит его в очередь на электрокардиограмму. Через N-ное количество времени кардиограмма готова. Но чтобы показать её кардиологу надо опять идти за направлением к терапевту. На это уходит минимум три дня. Но к кардиологу очередь длиннее - приходится ждать ещё неделю. По всем правилам, кардиограмму надо делать опять-ведь за это время всё в состоянии пациента могло измениться. Однако, конечно, этого не делается, и кардиолог вслепую начинает лечение. Зато чиновники от здравоохранения довольны: "Вот, навели порядок, и теперь пациенты не сидят в коридорах!". Им и в голову не приходит, что можно поступить гораздо проще-увеличить количество медицинских учреждений амбулаторного типа, количество врачей и среднего медперсонала.

Нельзя обойти стороной и работу Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Да, если они хотят работать по-настоящему, им тоже трудно. Сельхозпродукция поступает на продовольственный рынок от множества производителей. Уследить за её качеством сложно. В магазинах оказываются продукты не просто низкого качества, но иногда представляющие серьёзную угрозу здоровью населения. Таких случаев много, и не надо говорить. что они единичные. Конечно, больше это касается не столичных торговых точек, а "глубинки". Роспотребнадзор, со своей стороны, пытается контролировать товары уже "на прилавке". И даже если санитарный врач-пищевик (так их называли в советские времена, а как зовут теперь-не знаю) абсолютно добросовестный и не берёт взяток, ему не всегда удаётся выполнить свой профессиональный долг. Потому что торговля осуществляется по законам рынка. Если чиновник честен, это ещё не значит, что честны вышестоящие лица. Ведь в основе всего прибыль от продаж, и потому торговец всегда будет стремиться к главенству над государственными службами санитарного надзора. Нет-нет, да и всплывают где-то случаи пищевых отравлений устрашающего масштаба.

На промышленных предприятиях гигиена труда не соблюдается, и никто за этим не следит так, как следили в советское время, когда в каждой районной санэпидстанции был промышленный отдел, занимавшийся профилактикой профессиональных болезней, гигиеной труда, правильной вентиляцией цехов, снижением производственного шума. Сейчас не до этого! На промышленных предприятиях смена иногда продолжается 12 часов, авралы, штурмовщина-никаких спланированных работ. Есть заказ-значит, скорее тяп-ляп! Наплевать на рост заболеваемости! Заводские столовые стали редкостью. За питьевой водой рабочим приходится ходить за тридевять земель.

Конечно, лучшие врачи (особенно, хирурги) работают сейчас на передовой СВО и в военных госпиталях, спасают жизни бойцов, совершая иногда, кажется, абсолютно невозможное. Честь им и хвала. Но в стране, где над всем царит толстый кошелёк, набитый миллиардами (рублей, или долларов - безразлично), девальвируются все другие ценности и гибнут лучшие стремления честных, преданных профессии медиков, которых, хочется верить, в России всё-таки достаточно. Они, в конце концов, найдут выход из рыночного лабиринта и расставят всё по своим местам. Такова историческая неизбежность.

Галина Комарова
Ленинград

Дорогие читатели! И наш канал на Дзене и РКРП в целом существует лишь на
энтузиазме, членских взносах и помощи наших сторонников. Сейчас на канале
подключены донаты. Поэтому при желании можно поддержать нашу
деятельность своей трудовой копейкой. Спасибо!