Едва отгремели новогодние сказки, как в российском прокате возникла новая премьера — «Левша». Лесковский сказ о незавидной судьбе тульского гения, проигравшего в поединке с водкой, превращен в шпионский триллер с множеством трюков, драк, блох и визуальных эффектов.
О чем это
Конец XIX века. В Российской империи неспокойно. Британцы планируют провокации на границе с Афганистаном и регулярно испытывают на прочность терпение Александра III (Артур Иванов). Петербург в это время готовится к открытию первой в стране электростанции и кишит подпольными ячейками революционеров. Вдобавок ко всему в царском дворце завелся «крот». Точнее блоха. А еще точнее, десятки механических блох, с помощью которых заморский враг рассчитывает заполучить ценные разведданные.
Разобраться в ситуации и поймать шпиона поручают Петру Александровичу Огарёву (Фёдор Федотов) — подающему надежды полицейскому, который одинаково неплохо сражается и с контрабандистами, и с детским травмами, предрасположен к живописи и, в отличие от столичных министров, поглядывающих на Запад, с императором-почвенником на одной волне. Оба всей душой верят в русских людей — не менее умных и рукастых, чем коварные англичане, — и приглашают к расследованию туляка Николая Семёновича Судина (Юрий Колокольников), народного умельца по кличке Левша, о смекалке которого слагают легенды. И хотя его изобретения явно опережают время (фен! овощерезка! чемодан на колесах!), форму он подрастерял: оброс патлами, левую руку заменил протезом, пропил остатки гения, тоскуя по умершей жене (ну, почти пропил — на робота-собутыльника талантов хватило). Судьба государства Левшу волнует мало, однако обещанная Огаревым возможность вернуть своих, некогда отправленных в интернат детей, все же побуждает Сурина снова взяться за молоток и поехать в Петербург.
Кто это сделал
За фантазию по мотивам Лескова стоит благодарить Илью Куликова, создавшего не один и не два народных хита — от «Полицейского с Рублевки» и «Закона каменных джунглей» до «Перевала Дятлова» и прошлогоднего «Камбэка». Писать сценарий ему помогала Валерия Подорожнова («Отмороженные»), а режиссерское кресло в итоге занял Владимир Беседин, когда-то открывший франшизу «Майор Гром» одноименной короткометражкой и приложивший руку к последовавшему за ней «Чумному Доктору». «Левша» — его режиссерский дебют в полном метре.
Съемки проходили на улицах Санкт-Петербурга, в Казанском соборе, Михайловском замке, на Литейном мосту с видом на Петропавловскую крепость. Локации отретушировали с помощью компьютерной графики для создания альтернативной версии столицы Российской империи. Стимпанк-элементами ее наполнял художник Дмитрий Малич, работавший в разное время и над камерными драмами вроде «Края надломленной луны», и над детским детективом про исчезновение Чижика-пыжика. За камерой стоял Павел Белявский, профессионал с не менее широким жанрово-стилевым диапазоном («Рыжий», «Письмо Деду Морозу»).
Как это выглядит
Экранизацией Лескова нового «Левшу» назвать не получится даже с большой натяжкой: одного Александра заменили другим, катастрофическую и абсурдную Крымскую войну — воображаемой афганской кампанией, а ключевую мораль сказа (русский бюрократ страшнее англичанина) тихо замели под ковер. Остался лишь заглавный герой, но и тот мало похож на описанного в книге косого мужика с выдранными волосами.
К счастью для фильма, его создатели по примеру Левши тоже учли зарубежный опыт. Тут ружья кирпичом не чистят, а вдумчиво пересаживают на русскую почву «Трансформеров» Бэя (разных заморских десептиконов в фильме смело перековали в блох всех калибров) и «Шерлока» Гая Ричи. Сурин и Огарёв — этакие Холмс и Ватсон с поправкой на то, что искра между ними если и возникает, то только от разряда (буквально) оголенных проводов. Колокольникову с его богатым голливудским опытом стимпанк-блокбастер несколько маловат, а вот Федотову в этом смысле проще: он делает примерно то же, что в «Серебряных коньках», и всячески намекает, что мог бы стать хоть новым майором Громом (без кожанки не обошлось), хоть новым Фандориным. Таланты старой гвардии в лице Цапника и Чевычелова красиво стоят в мундирах, но Алексею Гуськову еще удается помахать руками.
Дам до дел государственной важности, понятное дело, не допускают, но кое-кто женского полу в сюжете имеется: любовный интерес Огарёва — барышня (Леонела Мантурова), мечтающая исполнять на фортепьяно, но по воле властного отца перекладывающая бумажки в МИДе и глядящая выразительными глазами на метафорическую птичку в клетке.
Повесть Лескова называется «сказ», и этот жанр, увы, понят авторами сценария буквально, и, вместо того чтобы всё просто показать, они пускаются в пересказы: шпион, за которым гоняются весь фильм, в конце бегло сообщит важные сюжетные детали, обязательно проговорит свою мотивацию и объяснит коварный план на манер злодеев из «Скуби-Ду». Но есть и много угара. Некоторые идеи Куликова вполне достойны работ Джеймса Ганна. Например, герой Колокольникова обезвреживает врагов при помощи яиц-электрошокеров (надо ли говорить, что в диалогах обязательно прозвучит «Николай Семёныч, у вас остались яйца?»), а механическая блоха на титрах танцует брейк-данс под забористые трэп-балалайки Романа Селиверстова (он, в частности, писал саундтрек «Этерны»).
Что пишут критики
Пресса «Левшу» восприняла без восторгов. Кинокритик Елена Зархина отметила слабость сценария, но похвалила работу начинающего режиссера: «Беседин точно приложил максимум, чтобы промахи сценария перекрыть полной энтузиазма режиссурой».
Павла Воронкова энтузиазм дебютанта очаровал значительно меньше: «Не знаю, какой рукой делался фильм „Левша“, но примерно понимаю, откуда она растет». Нечто похожее на сеансе, видимо, ощутила и Юлия Шагельман: «При всем тщательно нагнетаемом величии вся в фильме, начиная с актерской игры и далеко не заканчивая костюмами, особенно женскими, выглядит смехотворно. Картина по идее должна внушать зрителю патриотические чувства и гордость за отечественные технологии, но по ее окончании так и хочется сказать: „Сдается мне, джентльмены, это была комедия“».
Однако, по мнению админа Telegram-канала «Кино про тебя», от «Левши» при должном настрое можно получить удовольствие: «„Левша“ — фильм, на который в идеале имеет смысл идти именно как на легкий жанровый аттракцион, чтобы просто расслабиться. <...> Отдельные экшен-сцены выглядят добротно, а стимпанковская фактура местами действительно радует глаз».
Вердикт
Идея построить шпионский триллер на материале классической русской литературы сама по себе интересна, и некоторые экшен-сцены (в частности, заранее разрекламированная погоня на ретроавтомобиле) задуманы не без остроумия. Местами «Левша» напоминает не только заграничное кино, но и нашего недавнего «Волчка». Увы, авторам не удалось полностью сымитировать иронию фильмов-прототипов, а посконная народность лесковского слога обернулась тяжеловесным пафосом. Очевидно, что моделью для фильма служила не легкая аглицкая блошка, а наша родная Царь-пушка.
Купите билеты на этот фильм на Кинопоискеatomic:embed 1
Вернем до 30% баллами Плюса за покупку билетов с Яндекс Пэй. Акция до 31.12.26, условия.
Автор: Никита Демченко (@sedmoeiskysstvo)
У Лескова царствовали Александр I и Николай I