Когда я говорю о том, что резкое повышение производительности труда за счёт роботизации, информатизации и внедрения искусственного интеллекта позволит полностью отказаться от труда «незаменимых иностранных специалистов», отдельные персонажи выражают по этому поводу скепсис. Что же, не слушайте меня, слушайте людей поважнее и поумнее. На Давосском форуме выступил генеральный директор американской компании Palantir Алекс Карп. Он сказал дословно следующее: «Рабочих мест будет более чем достаточно для граждан вашей страны, особенно для людей с профессиональной подготовкой. Я думаю, что эти тенденции действительно затрудняют понимание того, зачем нужна масштабная иммиграция, если только речь не идет о специалистах с очень узкими и редкими навыками».
Минутка ликбеза о том, что такое Palantir. Это фирма, занимающаяся программным обеспечением анализа данных. Среди крупнейших заказчиков – Пентагон, ЦРУ, ФБР и так далее. Основатель компании – Питер Тиль. Наверняка это имя многим знакомо. Американский предприниматель немецкого происхождения, ставший основным спонсором Дональда Трампа и Джэй Ди Вэнса. В глубины его философии погружаться не станем, это тема для отдельной статьи. Просто констатируем, что ему, как и трампистам, крайне не близка идея о замещающей миграции. Не столько по причине привязанности к американским или германским «трём берёзкам», сколько исходя из либертарианских идей.
Ну да ладно, можно сказать, что высказывания господина Алекса Карпа про отмирание трудовой миграции по мере приближения человечества к социализму развития искусственного интеллекта – это предвзятое мнение человека, близкого к администрации республиканцев. Но вот что говорят люди, близкие к Демократической партии США и экс-президенту Джозефу Байдену. В прошлом году председатель и главный исполнительный директор инвестиционной компании BlackRock Лоренс Финк заявил:
«Я беседовал с руководством крупных развитых стран, в которых демография сокращается и которые проводят ксенофобскую иммиграционную политику — не разрешают никому приезжать. Эти страны будут быстро развивать робототехнику, искусственный интеллект и технологии. И если все это приведет к росту производительности, а большинство из нас считает, что так оно и будет, то мы сможем повысить уровень жизни стран и уровень жизни людей даже при сокращении населения».
Финк – пожизненный сторонник демократов. После победы Байдена на выборах 2020-го глава BlackRock назвал безумного Джо «голосом разума». И всё же даже такой открытый адепт глобализма и леволиберальной идеологии не в силах спорить с тем, что замещающая миграция – это инструмент не экономический, а ценностный. На Западе давно перестали делать вид, что гастарбайтеры нужны для устранения «дефицита рабочих рук». Там говорят про «белую вину», недопустимость «нацизма» и прочие темки из арсенала розововолосых девочек. Только у нас продолжают забивать баки о «незаменимости» тех, кто вертит шаурму, водит такси и доставляет еду из продовольственного магазина. Ради такого не грех и страну сдать!
Есть ли у руководства Российской Федерации понимание необходимости замены мигрантов роботами? Безусловно. Не зря 17 января 2026 года провёл совещание об использовании автоматизированных систем в гражданской отрасли. Без упоминания проблемы иностранной рабочей силы глава государства тем не менее упомянул такие сферы, как доставка и такси (а это основные магниты гастарбайтеров). Брат нынешнего министра обороны, экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов дал в 2024 году точный расчёт: если производительность труда в России достигла хотя бы уровня Италии, то можно было бы сократить 25 миллионов (!) рабочих мест.
И это общемировая тенденция. В октябре 2025 года сенатор-левак Берни Сандерс забил тревогу: искусственный интеллект и автоматизация сократят в ближайшие годы 100 миллионов (!) рабочих мест в Соединённых Штатах. Но выводы товарищ Сандерс сделал своеобразные: дескать, надо защитить рабочий класс, прежде всего приезжий, от бездуховного наступления машин. Мы же обязаны сделать иные выводы: у России нет иного пути, кроме как вкладываться всеми силами в роботизацию, цифровизацию и развитие искусственного интеллекта.
При этом следует учитывать два важнейших момента. Первый – государство непременно должно гарантировать трудоустройство коренного населения нашей страны. Если рабочее место сокращается из-за внедрения ИИ, сотрудник получает возможность бесплатно пройти переобучение и устроиться на квалифицированную работу с повышением оклада. На иностранцев никакие (подчёркиваем: никакие) гарантий распространяться не должны. Наша цель – импортозамещение, то есть отказ от импортных трудовых ресурсов. Второе – программное обеспечение должно быть не украденное у Palantir, а своё, отечественное. Железо можно взять у Китая, а вот ПО, вне всяких сомнений, следует сделать русским. Это вопрос суверенитета.
Потрясающие сдвиги происходят в понимании важнейших тем. Ещё два года назад противоположность роботизации и неквалифицированной миграции практически никем не артикулировалась. А сейчас осознание пришло – дело за имплементацией.
Игорь Лисин