Главная проблема современности, отчетливо проявляемая и в сфере хобби, состоит в путанице категорий ценность и цена. Идет ли речь о коллекционировании LEGO или о конструировании из кубиков чего-то значимого, затрачиваемые ресурсы и их результат непременно будет получать оценку в деньгах. Даже новинки от самой компании мы оцениваем преимущественно в этом аспекте, совершенно игнорируя те посылы, которые компания нам транслирует или те смыслы, какие мы самостоятельно может из новинки извлечь. В лучшем случае это будет перерасчёт цены набора на стоимость отдельной детали в его составе. Дальше этого эмпирический опыт, основанный на чувственном восприятии хобби не движется. Эта проблема наиболее ярко себя обнаруживает в оценке отдельных новинок, которые не совпадают с ожиданиями увлечённых людей, но готовых смириться с постигшей их грустью при условии значительного снижения цены набора. Как замечательно, получается, согласитесь! Но измерять впечатления от самого набора в зависимости от его цены не слишком умно и зрело. Да, есть наборы объективно высокой стоимости и недоступные каждому. Оставлю в стороне вопрос о том, а нужны ли они вообще каждому. Но формирование желания и готовности покупки исключительно под влиянием ценовой политики есть ни что иное как примитивное потребительское отношение к самому хобби.
Замыкаясь на цене, увлекающийся хобби значительно стесняет рамки своей собственной свободы. Казалось бы, человек искренне полагает, что ам вправе выбирать что и по какой цене покупать, но в итоге покупает импульсивно и бесцельно. Это ли зона комфорта или всего лишь условия, основанные на ложном о нём представлении? Склоняюсь, что шаг, к которому я призываю, как раз к зоне комфорта и ведёт. А этот шаг - свобода и коммуникация. Только не нужно понимать свободу, в частности, в хобби как созданные рамками и условиями личные дозволения, оправдываемые чем угодно, начиная от отсутствия интереса до недостатка средств. Отсутствие необходимости в конкретном наборе или нехватка ресурсов на его приобретение не говорят о свободе выбора, когда этот набор по сниженной цене вы готовы купить сиюминутно. Это не выбор, а зависимость. С коммуникациями происходит по аналогичной схеме. Можно сколько угодно считать достаточным для себя молчание и игнорирование потребности в общении как ту самую зону комфорта, выход за рамки которого многие воспринимают как нарушение границ. Но это не позволяет вам не только выражать своё мнение, но и воспринимать мнение других - лишь потому, что собственную свободу большинство воспринимает в аспекте ограничений, самостоятельно устанавливаемых каждым для себя в отдельности. А границы суть путы, создающие зависимость от себя. Это здорово мешает коммуникациям. Ещё до опубликования этого материала один из подписчиков привёл прекрасный пример: "У меня была собака на цепи, брал её с собой в лес. Так вот когда возвращался, она была уже дома Всегда! И лежала на расстоянии длины цепи от будки. Всегда!" Я не отождествляю людей с животными, разумеется. Но одновременно с тем случилось робкое обсуждение будущего LEGO творчества в связи с развитием искусственного интеллекта, на что другой подписчик привел тезис, что авангардное искусство (новации) всегда будет создаваться непосредственно человеком. Нельзя не согласиться, поскольку машины не заменят того, что можно почувствовать и осмыслить, хотя "мыслить" в символическом аспекте их можно научить. Животные, как известно, создания чувственные в том смысле, что действуют инстинктивно и под влиянием органов чувств. И только человек способен не замыкаться лишь на чувственном восприятии окружающего мира. Развитые личности умело сочетают и извлекают пользу от сочетания чувств и мышления. Но вот в отрыве от чувств мышление едва ли мыслимо. Даже для машин. А чувства могут существовать без осмысления, что родник их с инстинктами. Так что сознательность и мышление - наше человеческое всё. И свобода представляется адекватной и сущностной оценкой результатов разумности (осмысленности). А кто способен дать оценку, если не другой такой же мыслящий индивид? Снова приходим к идее коммуникации.
Как метко высказался ранее упомянутый мною М.А. Розов: "Свобода - сладкое слово, но от невоздержного употребления вызывает тошноту. Особенно когда видишь, как во взбаламученном житейском море барахтаются одни, обретшие свободу, но не умеющие плавать люди, а другие сколачивают комфортные ковчеги и плывут к островам личного благополучия – прямо по головам тонущих". Здесь отчётливо усматривается отсутствие коммуникации, основанной на культуре межличностных отношений, а не на культуре потребления. Он же следом за приверженцами рационального подхода полагал, что "сознание порождает выбор, порождает человеческую свободу… это и есть способность действовать в соответствии с заранее принятыми основаниями, то есть выбирать". К этим словам следует присоединиться. Красной нитью в них прописано, что каждый имеет ту свободу, какую заслуживает и какую сам себе назначил. Для кого-то свобода мыслима и в клетке. Но насколько это соответствует тем неограниченным возможностям, какие человеку предоставляет хобби? Чем больше границ мы устанавливаем сами для себя, тем больше ограничены наши возможности в реализации собственной увлечённости: меньше строим, получаем меньше обратной связи, меньше познаем, меньше коллекционируем - все это следствие ограничения коммуникации прежде всего. Чем уже рамки, тем меньше потребности в общении с внешним миром. Так устроен человек, что базис его выбора связан с внутренним спором и самооценкой. То есть даже в этом случае человеку требуется сознательный диалог, но в связи с самоограничениями такой диалог строится с самим собой и оценка собственных результатов и достижений также замыкается на самом себе. Всё это ведёт к размытию границ рациональности, вовлекая в структуру мышления защитный механизм подсознания. Человек по природе своей не одинок. С этим нужно смириться.
Но у LEGO хобби огромный коллективный (объединяющий), развивающий и познавательный потенциал. Его внешняя, в первую очередь творческая, реализация создаёт эффективные с точки зрения оказывающего на других влияния социальные метки или социальную память, выражаясь языком гносеологии, для предмета которой такая категория является едва ли не важнейшей. Под влиянием совокупной активности отдельных энтузиастов, формирующих устойчивые сообщества, происходит процесс передачи от одних людей к другим образцов поведения и моделей деятельности, мышления и нравственных или эстетических оценок, отношения к самому хобби. Чем-то напоминает социальную эстафету, на фундаменте которой строятся символические (знаковые) знания и происходит накопление опыта, характерного для хобби. Взятые за основу примеры и образцы поведения и результаты деятельности порождают новые акты реализации, которые сами способны стать образцом для последующих действий со стороны других людей. Так реализуется динамика увлечения, свойственная LEGO хобби и являющаяся его перманентной характеристикой. Отсюда легко вывести и мотивы, по которым исследователи не сводят сугубо обладание чем-то к понятию коллекционирования как активной познавательной деятельности.
Индивидуальное сознание выступает как интериоризация внешней деятельности. В социологии под этим термином понимают процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности. Я искренне верю в самообразование как устойчивую систему получения необходимых навыков. Но даже оно представляет собой ни что иное как диалог с авторами учебных пособий. Но знание не равно количеству прочитанных книг. Этим количеством определяется лишь наш опыт. Знание - результат осмысления прочитанного. С образованием и стажем работы, в сущности, такая же история, ведь реализация трудовых функций часто осуществляется шаблонно. Знание – как осмысленное усвоение опыта других есть важнейший результат любой деятельности. И его значение для развития личности трудно переоценить. И первым путём к постижению осмысленного знания является все та же коммуникация. Обращение к теории социокультурной гносеологии наглядно демонстрирует, что LEGO хобби является лишь частным случаем тех закономерностей, какие скрываются от непосредственного наблюдения, но имеют общую структуру интеллектуальных процессов, обусловленную содержанием культуры.
С такой позиции решается проблема личной идентичности, воспринимаемой как постоянно возобновляемый процесс, на поддержание которого работают совместно культура и личность - главная цель и средство реализации культурных потенциалов, заложенных и в нашем хобби. Исследование природы хобби является столь же необходимым как и исследование самого человека, что предопределяет смысловой (и аксиологический) анализ той сферы, которую мы изучаем. Ведь само функционирование любой социальной системы – это всегда творческий процесс построения нового и забвения старого. Наше хобби является лишь проекцией тех механизмов и процедур, которые актуальны на любом уровне социальной активности. Этот методологический приём также показывает воспитательное и познавательное значение LEGO увлечения для развития личности и способен структурировать возможные формы коллективной (культурной) активности как средство достижения вышей награды каждого из нас - обретение внутренней свободы и удовлетворения от придания смысла и осознания полезности того, чем мы заняты. Само сознание - это культурное образование, которое вне культуры, вне символической деятельности, вне общения просто не существует. Если мы утверждаем, что конструктор эффективно воздействует на развитие на наше сознание, то придание этому увлечению культурного кода и организация системы коммуникаций - явления очевидного порядка.
Невозможно представить увлечённого LEGO человека, не существующего в системе сообщества или не понимающего его смысла. Это не исключает возможности анализировать какие-то сюжеты, связанные с сознанием такового, но является образцом развлечения, но не увлечения. Ответьте на вопрос, чем является конструктор для Д. Бекхэма? В человеке, в его сознании и познании есть такие феномены, которые возникают и существуют лишь потому и в той степени, в какой они активно воспроизводятся. Если этого активного воспроизводства нет, то нет и таких феноменов, какие мы наблюдаем в нашем хобби. Это не означает, что каждый должен увлекаться только одним. Сформулированные мною тезисы актуальный для любой системы увлечённости, но рассматривать их мне не хочется, потому что свой выбор я давно сделал. Но в очередной раз понять, чем для каждого предпочитающего очередную коробку с конструктором является LEGO, достаточно легко. Кто-то развлекается, организуя свой досуг, другие - увлекаются. А последнее невозможно без активной сознательной коммуникации в рамках сообщества, потому как знание и познание (которое мы получаем как от самого хобби, так и от коммуникации внутри него) являются элементами более широкой области - мира человеческой деятельности и общения. Не думать хотя бы на секунду об этом, довольно кощунственно. Поиск знания, желание познавать, как указывал уже Аристотель, - это основное стремление человека. В этом стремлении мы сталкиваемся с превосходством человека над природой, что показывает нам средства выхода за границы своей индивидуальности, чтобы связаться с действительностью и появиться в ней. Глубоко? Глубоко! Но краткая аннотация абзаца сводится к тому, что LEGO хобби в силу своей коллективной доступности представляет перспективную возможность для познания и совершенствования каждым человеком самого себя. В этом, по моим убеждениям, и состоит феномен LEGO, не свойственная многим другим компаниям.
Мы так часто встречаемся с явлением социальной мимикрии, но не придаём ей никакого значения. Кто не знает, что люди в повседневной жизни часто симулируют активность, которая служит лишь "маской", скрывающей их подлинные цели? Политик, рассыпающий демагогические обещания перед выборами, добивается корыстных преимуществ, связанных с занятием выгодных властных постов. Студент, рассматривающий пребывание в вузе как способ уклониться от призыва в армию или продлить годы иждивенчества. Спортсмен, выходящий на игру, уже договорившись с соперником о ее результате. Потребитель LEGO наборов, скупающий их ради выгоды или не вовлечённый в коммуникативные связи и не реализующий потенциал конструктора. Это примеры тех образов, которые также создают социальные метки, порождая подобное отношение к соответствующим социальным явлениям. А в нашем случае - несущих деструкцию в сам смысл LEGO хобби. Поступают ли обозначенные персонажи сознательно? Безусловно! Но стоит ли поддаваться транслируемым ими идеям, когда мы способны с позиций рационализма не получать какие-то знания просто думая, а противопоставляя сам процесс осмысления эмпиризму. Если обратиться к Г. Лейбницу как представителю теории о врожденных идеях, то аргумент заключается в том, что "чувственные идеи могут научить нас только тому, что на самом деле истинно, а не тому, что необходимо истинно. Тот факт, что существуют некоторые необходимые истины, показывает, что чувственные идеи не исчерпывают наши знания". Это утверждение само по себе может быть ложно, а может и нет, но это точно не всегда полезный способ охарактеризовать защищаемую мною позицию, когда призываю вас при покупке очередного набора задать себе вопрос: "Какую пользу из этого ты можешь извлечь для себя как личности?" Ответ на такой вопрос, изложенный в аспекте коммуникации создаст эффект социальной метки и способен повлиять на решения, а следовательно и свободу иных представителей LEGO сообщества.
Я же лишь пытаюсь предложить особый, гносеологический взгляд на социальные и культурные процессы нашего хобби, полагая, что он открывает те закономерности, которые ускользают из вида при обыденном рассмотрении, когда привычное, лежащее на поверхности, заслоняет для нас существенное и важное как в самом хобби, так и в его влиянии на нас. В конечном итоге наш мозг - это тоже инструмент. И к этому инструменту нужен грамотный подход. Неправильные привычки могут мешать нам наслаждаться любимым хобби в полную силу. И если кто-то верит, что для хобби порой достаточно обладать желаемым, скажу просто: деньги, которые меняют на бессмысленные наборы, тоже следствие и результат мышления, а не актив и объект поклонения. Свобода диктует выбор и этот выбор - в обретении свободы хобби во всем его многообразии
Продолжение следует...