Посетил выставку "Волга. Москва. Нева" (Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920 - 1940- х).
Оказывается, внутри пьедестала памятника "Рабочий и колхозница" находится четырехэтажный выставочный зал. Никогда ранее там не был, было интересно посмотреть, как там внутри. А тут как раз и выставка интересная проходит.
Купив билет и сдав вещи в гардероб, поднимаемся вверх. По периметру здания устроены пандусы, по которым и можно подняться на самый верх.
Акустически выставка оформлена прекрасно. Пока поднимаешься, слышишь плеск воды, пароходные гудки, крики чаек.
Почти всем картины на выставке из Саратовского художественного мкзея имени Радищева. Поэтому в подписях к иллюстрациям я буду указывать только другие музеи, если музей не указан, значит картина из Саратовского музея имени Радищева.
На рубеже XIX-XX веков в Саратове возник очаг нового искусства - саратовская школа. Одним из самых заметных её явлений стала живописная система Виктора Борисова-Мусатова и его последователей из содружества "Голубая Роза". Голуборозовцы вывели на первый план не реалистическое, а интуитивное искусство.
Молодые саратовские живописцы Павел Кузнецов и Петр Уткин в конце 1890х годов объединили вокруг себя группу учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, чтобы сформировать живописная программу русского символизма. Её воплощением стали выставки "Алая Роза" (Саратов, 1904) и "Голубая Роза" (Москва, 1907). Из Саратова происходили и другие фигуры движения - Александр Савинов и Кузьма Петров-Водкин. К саратовской группе друзей по училищу с самого начала примкнул и Мартирос Сарьян.
Петр Уткин после революции стал одной из самых влиятельных фигур Саратова. Он много преподавал, руководил коллегией изобразительных искусств при Саратовском совете народных депутатов и Изостудией Пролеткульта, занимался праздничным оформлением улиц.
В 1931 году Уткин покинул Саратов, чтобы по приглашению своего товарища по "Голубой Розе" Александра Матвеева занять место декана живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств.
Здесь он тоже имел успех, как педагог, но в 1934 году художник умер от болезни легких, а значительная часть его наследия была утрачена в блокаду.
Его учениками были Борис Миловидов, Владимир Кашкин, Евгений Егоров и Константин Поляков.
Евгений Егоров преподавал в Саратове пока у него не обнаружили туберкулёз. В начале 1930х он уехал на лечение в столицу. Около года жил в Дмитрове, где занимал должность главного художника города, работал над картинами о строительстве канала Москва - Волга, писал пейзажи. Победить болезнь Егорову не удалось, в эвакуацию он вернулся в Саратов, где и умер в возрасте 40 лет.
Владимир Кашкин (1904-1938) был учеником Уткина и Егорова, дружил с Борисом Миловидовым. Отсюда и синяя гамма его работ, и сложные сочетания цветов, и увлеченность эффектами воздуха и света. Жизнь художника оказалась очень короткой, он умер в 1938 году.
Борис Миловидов (1902-1975) с 1920х по 1960е преподавал в Боголюбовском училище и даже некоторое время возглавлял Саратовское отделение Союза художников СССР.
Судьба Миловидова была непростой. До революции его отец владел типографией в Атгарске Саратовской губернии. Хотя он сам передал типографию государству, в 1930х и отец, и сын арестовывались как недобитые представители имущих классов.
Картины художника - виды Саратова и окрестностей, окутанные нежно-голубой дыркой. Сравните картину "Зима", тонко написанный портрет дерева в холодных тонах с картиной Петра Уткина "Осокарь".
Поднимаемся выше, от символизма к авангарду.
После революции Саратов стал настояшим очагом авангарда. Боголюбовское рисовальное училище, алма-матер "Голубой Розы", было переименовано в Свободные художественные мастерские (СВОМАС). Почти все, кто уезжал учится в Москву и Петербург, вернулись в родной город преподавать. Ведущими педагогами стали Петр Уткин, Александр Савинов, Алексей Карев, Михаил Кузнецов, Николай Симон, а также Алексей Кравченко и Валентин Юстицкий.
Однако в 1921 году в Поволжье начался голод и большинство педагогов, кроме Уткина и Юстицкого, вновь разъехались по стране. В следующий раз они встретились уже на выставках в Москве и Ленинграде.
Продолжаем путь по выставке. Впереди третий этаж.
Самое развёрнутое и глубокое продолжение идеи "Голубой Розы" получили в раннесоветской Москве. Павел Кузнецов, ведущий педагог ВХУТЕМАСа вместе с женой, Еленой Бебутовой, создали группу "Четыре искусства", куда вошли ведущие авторы их поколения - живописцы, графики, скульпторы и архитекторы. Костяк группы составляли саратовцы Кузнецов, Уткин, Петров-Водкин, Матвеев, Савинов, Кравченко, Карев, а также Сарьян.
Новые темы ( Красная армия, Гражданская война, строительство, индустрия, городской быт) они выражали символистскими средствами. Их полотна - сновидения, идиллии. Это ощутимо даже в картине Петрова-Водкина "У гроба Ленина", где вождь будто бы погружен в глубокий сон.
На выставке можно проследить эволюцию мышления символистов за несколько десятилетий.
И группы людей, и предметы на столе, и цветы в вазах, и строящиеся здания в работах Петрова-Водкина, Кузнецова, Сарьяна, Уткина - поиск цветпространственного стиля, с которого начинается идея синтетического ансамбля.
Алексей Кравченко (1889-1940), в 1918 - 1921 годах руководил Радищевским музеем в Саратове, возглавлял в СВОМАСе графический факультет, участвовал в театральных проектах, оформлял массовые праздники.
Поднимаемся выше. В оконо видны пейзажи столицы гостиница "Космос", Останкинская телебашня.
На экранах в коридоре показывают хронику 1930х годов.
Нас ждёт Нева.
Следующей важной точкой для саратовских символистов стал Ленинград. Там жили и творили Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, скульптор Александр Матвеев и Петр Карев, который вплоть до своей смерти в блокадном Ленинграде работал в должности профессора в Академии художеств. Ныне забытый мастер продолжил традиции Борисова-Мусатова, но рисовал не природный пейзаж, а урбанистический. Его темой были ленинградские окраины.
Как и Уткин, Карев учил передавать объем только цветом. Главным своим произведением он считал масштабное полотно "Нева", которое повлияло на работы многих его учеников, часть из которых экспонируется в этом же зале.
Через мастерскую Алексея Карева прошли многие ленинградские молодые живописцы. Вслед за Каревым, их главными приёмами стали внимание к непарадным сторонам города и игра цветом.
Картина "Нева" Зои Андреевой-Мостовой создавалась с явной отсылкой к главной работе Карева.
В 1930е - 1940е в художественной политике установился курс на социалистический реализм. Живопись описывала Советскую повседневность как рай.
К концу 1940х в искусстве саратовских символистов появляются ровные темы, словно предчувствие подступающей войны: красноармейский быт, учения и праздники.
В картинах по прежнему видно замедленное, как во сне, движение фигур, разреженный голубоватый воздух, атмосфера спокойствия и некоторого эмоционального холода.
В годы войны Кузнецов и Бебутова отказались от эвакуации и остались в Москве. Художник участвовал в дежурствах ПВО, рисовал портреты лётчиков. Палитра Кузнецова и Бебутовой вспыхнула лучезарными красками. Ночной аэродром в синем зареве, аэростаты у стен Кремля, огни салюта Победы выглядят причудливо и фантастично.
В 1950х-1960х годах, после смерти Петра Уткина (1934), Кузьмы Петрова-Водкина (1939), Алексея Кравченко (1940), Алексея Карева (1942) и Александра Савинова (1942), саратовская школа продолжила жить в произведениях их учеников. Наиболее известными из них были Муза Троицкая-Егорова, окончившая СВОМАС и основатель московской группы "13" Владимир Милашевский.
Павел Кузнецов с Еленой Бебутовой уединенно работали в Москве или на даче в Кратово, как и их друзья Александр Матвеев и Зоя Матвеева-Мостова. Мартирос Сарьян пребрался в Ереван.
Мне выставка очень понравилась, рекомендую. Выставка продлится до 17 мая, времени чтобы посетить еще достаточно.
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось, подписывайтесь на канал.