Найти в Дзене
Исторический обзор

Древний полководец наводивший ужас на первую сверхдержаву мира.

За тысячелетнюю историю Рима не было врага страшнее, чем этот полководец. Латинская война, три самнитских войны, да даже нашествие галлов не вселяли такого ужаса, как карфагенский полководец. Его изощрённая фантазия и креативность поражают военные умы до сих пор. Его походы изучают в самых передовых военных академиях мира. Официально он является одним из величайших полководцев Древнего мира. Он с
Оглавление

За тысячелетнюю историю этой страны не было врага страшнее, чем этот полководец. Латинская война, три самнитских войны, да даже нашествие галлов не вселяли такого ужаса, как карфагенский полководец. Его изощрённая фантазия и креативность поражают военные умы до сих пор. Его походы изучают в самых передовых военных академиях мира. Официально он является одним из величайших полководцев Древнего мира. Он с уверенностью может занять один пьедестал с Александром Великим. Ни до, ни после так Рим не страдал психологически, как при великом карфагенском завоевателе.

Ещё в раннем детстве он пообещал всю жизнь вести борьбу с римлянами и в конце концов вошёл в военную историю Земли.

Представьте: единственный след на влажной глине между скал — след слона. Он уходит вверх по тропе в туман, где исчезает тропа.

Что тяжелее: четырёхтонный слон, оставивший этот след, или мысль о том, что подняло сюда этого здоровяка на край света?

Мы изучаем след: измеряем угол наклона, глубину. Мы ищем вокруг кости, чтобы узнать об истории этих костей, и называем это знанием.

Но тот, кто вёл слона, не смотрел под ноги. Он смотрел сквозь гору. Там его цель. Туда он идёт, где бессмертная слава.

Непредсказуемость.

Поход Ганнибала через Альпы был просто безумием, а не тактическим ходом. Но он всё же решился, чтобы достигнуть Рима. Такова была стратегия: отказаться от классического хода по морю и сломать логику войны.

Потеряв половину своей армии, он всё же достиг Северной Италии, и битва при Тразименском озере показала, что не зря они пришли.

Римляне же были не просто ошеломлены таким развитием событий, они были застигнуты врасплох именно тогда, когда этого никто не ожидал. Тогда и зародился первобытный страх.

Ганнибал славился своей непредсказуемостью. В России тоже был полководец, который повторил ход Ганнибала, — это Александр Суворов, и он такой же непредсказуемый.

Ключевое сражение.

Момент величия начался 2 августа 216 года до н. э., когда 70-тысячная армия Рима вышла против Ганнибала с его 40-тысячной армией. Победа в этой битве стала вершиной военного искусства Ганнибала, величайшим тактическим окружением в истории и одним из самых кровавых поражений Рима.

Рим потерял 49 тысяч солдат, 80 сенаторов и одного консула — Эмилия Павла. Это колоссальный урон римской армии.

Потери Карфагена составили 6—8 тысяч солдат, и при этом убиты были только галлы.

Последствия Канн разбудили большое количество спящих союзников Лациума, Этрурии и Кампании. Начались волнения, которые Рим был не в силах остановить.

Тактика.

Войска Ганнибала были выстроены в форме выпуклого полумесяца, обращённого фронтом к римлянам. В центре располагались галльские и иберийские воины, а на флангах — отборная африканская пехота и кавалерия.

На правом фланге — лёгкая нумидийская пехота.

На левом фланге — тяжёлая испано-галльская конница под руководством Гаструбала.

По замыслу, весь основной удар принимала галльская пехота и под давлением отступала. Таким образом, полумесяц выгнулся наоборот.

Африканская пехота развернулась и ударила по римлянам сбоку.

Нумидийская и испано-галльская конница, уничтожив римскую конницу, ударила с тыла, загнав армию Рима в кольцо.

Римская армия оказалась в полном окружении, где не хватало места для манёвра. Битва превратилась в избиение.

Потери были чудовищными, и последствия для авторитета Рима ужасающими.

-2

Главная победа Ганнибала.

После удачной битвы при Каннах настал момент для штурма самого Рима, но Ганнибал всё же не решился. Возможно, это и есть главная ошибка всей "Ганнибаловой войны", потому что именно в этот момент удача переходит к римлянам, и в конце концов они побеждают.

Главная победа Ганнибала

Цель Ганнибала скорее заключалась не в победе, а в унижении и мести. Вторая сторона цели — подчинение и утверждение Карфагена как сверхдержавы.

Ганнибал настолько сильно повлиял на Рим, что стал леденящим кошмаром для сената и тысяч римлян. От одного упоминания Ганнибала Рим начинало трясти.

Барка жил и хозяйничал в Италии с такой уверенностью, что авторитет Рима падал с каждым годом. Такого Рим не видел со времён галльского нашествия.

Его имя стало ужасом на века. Стал примером для тысяч полководцев и является центральной фигурой для демонстрации военной стратегии. В военных академиях тактику Ганнибала изучают досконально.

Но одного не понимал Ганнибал.

Он вёл войны по классическому сценарию: пришёл, вызвал в поле для битвы и стал героем.

Рим же применил нестандартный ход: перенос активной фазы войны на территорию врага, изматывание, предательство союзников, пропаганда.

Ганнибал искал славы, Рим — победу.

Рим построил логику войны таким образом, что через тысячу лет она станет привлекательной и для "коллективного Запада".