В 2025-м повсеместное внедрение искусственного интеллекта стало ощущаться в самых разных сферах. Не остались в стороне и видеоигры, и в конце года разразился масштабный скандал. Глава Larian Studios Свен Винке поднял дискуссию об использовании нейросетей при разработке видеоигр, чем вызвал недовольство геймерского сообщества. Что не понравилось геймерам, как о ситуации высказались коллеги Винке и какие последствия для игровой индустрии заметны уже сегодня?
В чем суть скандала
Свен Винке, глава студии Larian, известной по серии Divinity и Baldur’s Gate 3, в интервью Bloomberg в середине декабря рассказал, что компания применяет нейросети при разработке, но точечно и лишь на ранних этапах производства — например, для создания внутренних презентаций, текстов-заглушек и поиска референсов для концепт-артов. То есть она не заменяет труд художников генеративным контентом, а пытается упростить и ускорить их работу с помощью ИИ. В финальной версии игр, по словам Винке, сгенерированного ИИ контента нет вовсе. Ранее он уже упоминал, что подобные технологии активно используются и не смогут заменить живых сотрудников. Для Larian нейросети — лишь возможность сэкономить время и поэкспериментировать.
Из-за недавнего громкого анонса новой части Divinity поклонники серии и бывшие сотрудники стали вспоминать старые высказывания, где сотрудники Larian выступали против генеративного ИИ, однако студия не хотела уходить с намеченного курса и не прислушивалась к ним. Некоторые даже покинули компанию. На фоне скандала в сети вспоминали другие проблемы студии: были сообщения и о сексуализированных домогательствах, и о странной политике найма сотрудников. Винке пришлось крайне эмоционально выступить в соцсетях, еще раз подтвердив: никого заменять ИИ он не планирует. При этом в оригинальном интервью (его впоследствии опубликовали целиком, в том числе кусочки, не вышедшие на Bloomberg) Винке утверждал иное. Он говорил, что нейросети студия применяет уже продолжительное время, и какого-то ощутимого роста эффективности работы в компании не заметили. При этом отказываться от этих технологий не хотят, чтобы студия не осталась за бортом в будущем, когда другие игровые компании будут активно внедрять нейросети.
Обмен мнениями продолжался на протяжении всего декабря и начала января. На тему ИИ высказались многие представители индустрии. Свен Винке провел специальную AMA-сессию, где ответил на вопросы аудитории и привлек к участию в ней часть команды. После бурной критики позиции директора Larian по поводу генеративного контента команда приняла решение сократить использование нейросетей. Винке так описывает новый подход: «Чтобы никаких сомнений больше не было, мы воздержимся от применения ИИ-инструментов во время разработки концепт-артов. Таким образом, не останется и повода спорить о происхождении художественных материалов. Однако мы постоянно ищем способы быстрее экспериментировать. Чем больше итераций у нас будет, тем лучше будет геймплей. Мы считаем, что ИИ может помочь нам в этом, поэтому мы пробуем применять его в разных отделах студии. И надеемся, что за счет этого у нас получится быстрее прорабатывать идеи, меньше делать впустую и создавать более качественные игры». В качестве примера глава Larian привел ранние прототипы анимации, которые создаются для еще не записанных при помощи захвата движений эпизодов. Они помогают понять, как лучше изменить ту или иную сцену на реальных съемках.
Скандал вокруг Larian неожиданно сказался на главном хите прошлого года — Clair Obscur: Expedition 33, получившей 11 декабря на The Game Awards 2025 девять наград. На другой церемонии, The Indie Game Awards 2025, прошедшей 18 декабря, Clair Obscur наградили в номинациях «Игра года» и «Лучший дебют». Буквально на следующий день после объявления лауреатов организаторы TIGA отозвали награды, поскольку разработчики из Sandfall Interactive признали, что при производстве использовали ИИ, а правила премии запрещают генеративный контент.
Какие дискуссии вызвал скандал
Представители индустрии расходятся в дискуссии, которая началась с Larian. Многие разработчики и эксперты считают, что смотреть на проблему нужно шире, разделяя использование нейросетей в творческих аспектах и в прикладных.
Есть оптимистичные взгляды. Так, создатель серий Metal Gear Solid и Death Stranding Хидэо Кодзима убежден, что бум нейросетей и их использования схож с бумом смартфонов. Гейм-дизайнер заинтересован в том, чтобы создать игру не с помощью ИИ, а для ИИ, чтобы нейросеть могла обучаться вместе с людьми.
«Важно использовать технологии так, чтобы они делали нас счастливыми, при этом задумываясь о том, в каком правильном направлении им следует развиваться», — заявил Кодзима.
Гейм-директор Kingdom Come: Deliverance Даниэль Вавра признает, что он не сторонник генеративного контента, но готов его использовать, если ИИ поможет ему создать игру масштаба Kingdom Come: Deliverance за год с меньшей командой (сейчас такой проект занимает 7 лет).
Высказались и представители российской индустрии. Главный редактор российского издания о поп-культуре Disgusting Men Денис Майоров в личном блоге подчеркивает, что всегда важнее результат (готовая игра), а какими методами его достигли и привлекали ли нейросети — не так важно. К тому же нейрослоп виден издалека. Гендиректор NVIDIA Дженсен Хуанг публично осудил апокалиптические прогнозы вокруг генеративного контента. Он убежден, что ИИ — «следующий этап компьютерной индустрии», а хейт от публичных персон лишь наносит ущерб и вызывает неверные трактовки развития технологий.
Хватает и критики. Ведущий сценарист Larian Адам Смит в AMA-сессии рассказал, что команда пробовала генерировать тексты, которые должны были занимать место, пока не написаны финальные версии. Результаты генерации никогда не оказывались выше 3/10. Брюс Стрейли, соавтор The Last of Us, некогда работавший в Naughty Dog, открыто выступает против использования генеративного контента при создании видеоигр:
«Лично я не испытываю ни малейшего желания смотреть сериал, сделанный роботом. У меня нет интереса смотреть на искусство, созданное компьютером. Я не считаю, что составление промтов — это искусство».
По его мнению, распространение нейросетей вредит независимым разработчикам как минимум из-за путаницы терминов, ведь ИИ десятилетиями использовался в игровой индустрии для обозначения реакций неигровых персонажей на действия игрока. С этим столкнулся и сам Стрейли: в его новой игре Coven of the Chicken Foot есть компаньон, который обучается на действиях игрока. Журналисты, услышав о такой механике, решили, что эта технология создана с использованием нейросетей.
Многие говорят о важности выстраивания диалога с аудиторией, не скрывая, как и для чего используется генеративный контент. Гейм-дизайнер Bulletstorm, оригинального Painkiller и будущей игры Witchfire Адриан Хмеляж обращает внимание на то, что игровое сообщество обеспокоено использованием ИИ, и важно слышать аудиторию, ведь геймеры хотят играть в произведения живых людей. Схожей позиции придерживается операционный директор компании Astrum Entertainment Сергей Ефремов. В интервью app2top он признает одной из самых больших связанных с ИИ проблем — неприятие генеративного контента игроками. Из-за неясности терминов и нехватки взаимопонимания нейрослопом называют даже то, что не сгенерировано ИИ.
Последствия скандала
Скандал вокруг Larian не принес сильных перемен в жизни самой студии, но сказался на других игровых разработчиках. Так, помимо отозваных наград Clair Obscur: Expedition 33, издатель новых «Героев меча и магии» запретил использование генеративного ИИ всем разработчикам, с которыми сотрудничает. Компания Hooded Horse, которая помогла выпустить Manor Lords, Darkwood, Cataclismo и Endless Legend II, включила запрет на ИИ-инструменты и LLM в контракты с создателями будущих игр. Гендиректор издательства Тим Бендер считает, что использование нейросетей — это «этическая проблема, а не вопрос пиара». Его поддержала студия Unfrozen, разработчики грядущей Heroes of Might and Magic: Olden Era.
Гендиректор издательства Games Workshop Кевин Раунтри запретил сотрудникам применять генеративный ИИ в работе над своими проектами. Запрет касается всех этапов дизайна продукции — настолок, миниатюр, артбуков, анимации и прочего. Этим решением руководство стремится «защитить как свою интеллектуальную собственность, так и творческих людей-сотрудников».
Команда Embark, ответственная за ARC Raiders, использует в игре технологию text-to-speech на основе ИИ для озвучания персонажей. Несмотря на критику со стороны игроков, разработчики продолжат ей пользоваться, что подтвердил директор по дизайну Вирджил Уоткинс. При этом он признает, что, хотя технология помогла им сократить время на озвучание персонажей, студия не планирует использовать нейросети в других сферах разработки. Команда «не глуха к опасениям о технологии», даже если использует ее.
А главным последствием стало обновление правил онлайн-магазина Steam, где еще в 2024 году появилось требование раскрывать использование нейросетей при разработке. Теперь же Valve изменила правила того, как разработчики должны сообщать об использовании генеративного ИИ в своих играх. Больше не нужно указывать, что они пользовались помощниками для написания кода или другими инструментами, ускоряющими работу команды. Обязательное уведомление пользователей необходимо в двух случаях. Первый — если ИИ создает контент для самой игры, ее страниц в магазине или маркетинговых материалов. Второй — генерация контента происходит прямо в процессе игры и затрагивает звук, изображение, текст или другие элементы игрового процесса.
Живых разработчиков на текущем этапе развития ИИ никто не заменяет, это факт. Но энтузиазм вокруг генеративного контента все чаще вынуждает корпорации, владеющие различными игровыми студиями, менять свои приоритеты. Многие аналитики считают, что Microsoft в прошлом году устраивала масштабные сокращения в игровых компаниях, чтобы освободить средства для внедрения в разработку ИИ-технологий. Нечто подобное происходит сейчас и с Meta, урезавшей отдел VR-разработок; было закрыто уже три студии, которые занимались видеоиграми для гарнитуры виртуальной реальности. Очевидно, что в этом году мы будем следить за тем, как крупные студии перераспределяют ресурсы, и, возможно, получим новую волну скандалов вокруг генеративного контента.
А что думаете вы? С чьей позицией согласны?
Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.
Автор: Денис Варков (@dvarkov)
Фото: Rosdiana Ciaravolo / Getty Images
Компания Meta признана в РФ экстремистской.