Найти в Дзене
Площадь Свободы

Новогодние каникулы 2026 года обнажили старые проблемы уборки дворов и магистралей в Тольятти

Пока большинство тольяттинцев в новогодние каникулы 2026 года наслаждались отдыхом, для дворов и внутриквартальных проездов праздник обернулся настоящим ледовым пленом. И хотя до камчатских сугробов нам пока далеко, но обильные снегопады в начале января похоронили под сугробами детские площадки, превратили тротуары в рискованные трассы для экстремалов и основательно заблокировали парковки. Недовольство жителей, по традиции, выплеснулось в социальные сети и на горячие линии управляющих компаний. Люди возмущались: почему в праздники, когда дети гуляют, а автомобилисты приезжают в гости, уборка замирает? Официальный ответ, как обычно, упирался в контракты и графики. Содержание придомовых территорий – зона ответственности управляющих организаций, которые находятся под пристальным, и, судя по отчетам, очень строгим надзором Государственной жилищной инспекции. Как красноречиво, хоть и несколько сумбурно, объяснил на днях представитель ГЖИ на заседании думской комиссии по городскому хозяйству

Пока большинство тольяттинцев в новогодние каникулы 2026 года наслаждались отдыхом, для дворов и внутриквартальных проездов праздник обернулся настоящим ледовым пленом. И хотя до камчатских сугробов нам пока далеко, но обильные снегопады в начале января похоронили под сугробами детские площадки, превратили тротуары в рискованные трассы для экстремалов и основательно заблокировали парковки. Недовольство жителей, по традиции, выплеснулось в социальные сети и на горячие линии управляющих компаний. Люди возмущались: почему в праздники, когда дети гуляют, а автомобилисты приезжают в гости, уборка замирает? Официальный ответ, как обычно, упирался в контракты и графики.

Содержание придомовых территорий – зона ответственности управляющих организаций, которые находятся под пристальным, и, судя по отчетам, очень строгим надзором Государственной жилищной инспекции. Как красноречиво, хоть и несколько сумбурно, объяснил на днях представитель ГЖИ на заседании думской комиссии по городскому хозяйству, «каждый факт бездействия управляющих организаций классифицируется как нарушение и грозит серьезными санкциями. Предусматривается административный штраф для организации 250-300 тыс. рублей, а в отношении должностного лица – директора УК – меры воздействия могут быть от 50 тыс. до дисквалификации».

Однако практика показывает, что угрозы не всегда работают. ГЖИ признает, что есть УК, которые «вообще никак не реагируют».

Справка
В случае снегопада обслуживающая организация обязана немедленно посыпать реагентами опасные участки дорог, убрать снег с тротуаров за 1-3 часа, с проезжей части – за 3-12 часов, в зависимости от категории дороги. Все расписано в ГОСТах и постановлениях.

Бумажные снегопады и реальные дефициты

Пока жители негодуют из-за сугробов во дворах, городская администрация ведет свою, не менее напряженную борьбу – в основном на бумажном фронте. Только на комплексное содержание территорий жилых кварталов (дворов, тротуаров, площадок, катков) в Автозаводском и Комсомольском районах с ООО «ЭкоСфера» заключен контракт на сумму почти 972 млн рублей. Еще почти 6,8 млн – на микрорайон Поволжский с ООО «УК МЖРЭП-16». Центральный район обслуживает муниципальное учреждение МБУ «Зеленстрой».

За содержание же магистральных дорог отвечает ООО «Автодоринжиниринг», выигравшее два контракта на общую сумму около 1,7 млрд рублей. В распоряжении подрядчика и его субподрядчиков – 142 единицы техники, от снегоочистителей и погрузчиков до экскаваторов и автогрейдеров. Цифра, впрочем, при ближайшем рассмотрении теряет блеск. Ведь это лишь 76,34% от нормативной потребности, которая составляет 186 единиц. То есть техники не хватает изначально, что, вероятно, и объясняет «ручной режим работы», на который сетуют чиновники в других обсуждениях.

Но главный парадокс, на который указывают думские аналитики, – это то, что в шикарных по объему данных нет главного. В заключении по содержанию кварталов черным по белому написано: «Информация по существу вопроса – о ходе выполнения работ… не представлена». Администрация ограничилась «шаблонной фразой» о том, что проверки проводятся дважды в неделю. «Таким образом, отсутствует информация о фактически выполнявшихся подрядчиками работах, качестве выполненных работ, оплате выполненных работ, результатах проверок, поступивших жалобах», – констатируют эксперты. Проще говоря, есть планы, контракты и отчеты о проверках, но нет ответа на простой вопрос: а снег-то убирали?

Снежный детектив

Проблема зимнего бездорожья в Тольятти не ограничивается одним снегом. Отдельная головная боль – брошенные автомобили, которые зимой превращаются в бронированные сугробы, мешающие и уборке, и проезду.

– В прошлом году мы начали активную работу по проблеме брошенного автотранспорта. Речь идет об автомобилях с явными признаками брошенности – теми, которые демонтированы, разграблены, не на ходу и годами занимают места во дворах, – отметил заместитель главы городского округа – руководитель департамента общественной безопасности и противодействия коррупции Евгений Скрипкарев. – Нам поступило около 190 таких обращений. На сегодня 58 машин, у которых признаки брошенности были наиболее очевидны и документально подтверждены, мы вывезли. С остальными возникли сложности. Есть порядка 50 автомобилей, которые хоть и выглядят как безнадежно бесхозные, но с юридической точки зрения еще не обладают всеми формальными признаками брошенности для принудительной эвакуации. Проще говоря, они брошены по факту, но у нас пока нет законных оснований для их изъятия. Этот правовой пробел мы и пытаемся решить.

Другими словами, чтобы эвакуировать ржавеющий хлам, нужно соблюсти массу формальностей: составить протокол, заранее уведомить, сфотографировать, доказать «брошенность».

Эта картина идеально дополняет общую ситуацию: даже когда проблема идентифицирована, механизм ее решения настолько забюрократизирован и неэффективен, что сугроб успевает растаять сам, прежде чем будет найден «правильный подход». А тем временем брошенные автомобили продолжают благополучно зимовать на улицах города.

Факт
Для содержания улично-дорожной сети в зимний период администрация Тольятти заготовила 60 тыс. т песко-соляной смеси, распределенных по пяти базам хранения на территории города.

Снегоплавильни и экология

Куда же деваются тысячи тонн тольяттинского снега? Этот вопрос волнует не только обывателей. На заседании комиссии по городскому хозяйству первый заместитель председателя Думы г. о. Тольятти Николай Спиваков озадачился вопросом стоимости вывоза снега. Он предположил, что рациональнее не просто приобретать машины для вывоза снега, а рассмотреть вопрос приобретения снегоплавильных машин, которые используются, например, в Москве. Однако, как было отмечено представителями администрации, для этого необходимо решить вопросы с пропускной способностью очистных сооружений и реконструкцией ливневых канализаций. А это серьезные финансовые затраты. «Машины ставятся там, где пропускная способность будет соответствовать необходимым требованиям», – прозвучало в ответ.

Контроль и штрафы

Казалось бы, при таком жестком контроле и угрозах гигантских штрафов система должна работать как часы. Реальность, как водится, сложнее. Да, санкции применяются. Аналитики думы в заключении фиксируют: подрядчику ООО «Автодоринжиниринг» уже выставлены претензии за просрочку – одна на 11327,57 рубля, другая – на 12325,41 рубля. Суммы, надо сказать, более чем скромные на фоне миллиардных контрактов. Эти штрафы, скорее, символические тычки, чем действенная мотивация.

Зима 2025-2026 годов в Тольятти снова обнажила хроническую болезнь городского хозяйства – разрыв между тщательно прописанными планами, контрактами и нормативами и качеством жизни людей у своих подъездов. Город научился виртуозно готовиться к зиме на бумаге: разрабатывать программы на миллиарды, заключать контракты, прописывать технологии по ГОСТам. Но когда приходит реальный снег, система дает сбой на «последней миле» – во дворах и кварталах.

Жители негодуют из-за сугробов в праздники, чиновники грозят управляющим компаниям дисквалификацией, подрядчики получают символические штрафы, а снег продолжает падать. Круг замыкается.

Кстати
Согласно муниципальным контрактам, за ненадлежащее содержание внутриквартальных территорий (дворов, тротуаров, площадок) подрядчики несут финансовую ответственность, однако в открытых документах нет ни одного примера применения таких санкций в зимний сезон 2025/2026 за качество работ.