Среди дворовых по своему происхождению собак есть породы, сделавшие карьеру. В первую очередь это большие пиренейцы, или пиренейские горные собаки.
Эта древняя французская порода понесла огромный урон во время длившихся целое столетие франкоиспанских войн. Собаки не пускали чужаков, и испанские захватчики их безжалостно истребляли.
Королю-Солнце Людовику Четырнадцатому доложили о бедственном положении пиренейцев.
-Вот как? Значит, порода пришла в упадок из-за того, что собаки отважно защищали французские рубежи? - воскликнул король. - Мы благодарны. Мы объявляем больших пиренейцев королевской породой, национальным достоянием и символом Франции. Отныне всякий, обидевший собаку этой породы, ответит как за оскорбление короля. И пусть нам привезут щенков - мы желаем, чтобы нас повсюду сопровождали эти благородные животные!
Что началось! Щенков ко двору, конечно, доставили и окружили заботой. Они выросли и радовали короля прекрасным характером и красотой своих пышных белоснежных шуб. Вслед за Людовиком, спеша вписаться в тренд, толпой бросились все французские вельможи! А вскоре придворная мода на огромных белых собак докатилась и до нетитулованного дворянства - каждый хотел приобрести щенка "как у его величества".
С легкой королевской руки поголовье было быстро восстановлено (убыль лучших производителей - самых крупных кобелей, которых испанцы истребляли первыми - покрыли за счет собак Сен-Бернардинского монастыря). Прилитие крови сенбернаров не испортило породу, так как в то время сенбернары были нормальными сторожевыми собаками, крепкими, недоверчивыми к посторонним, и не страдали гигантизмом.
(Сенбернары долго сохраняли рабочие качества, снимаю шляпу перед талантом монастырских братьев как разведенцев. Еще знаменитый Барри, живший во время наполеоновских войн, однажды защитил своего проводника-монаха от медведя, обратив хищника в бегство. Много ли найдется собак, которые не испугаются медведя?)
Пиренейцев еще дважды постигало бедствие: в годы Великой Французской революции, когда аристократов массово вешали вместе с их собаками, и во время Второй мировой войны. Правда, во время революционного террора больше пострадали королевские пудели - вот кто в основном висел на фонарях. Эти прекрасные собаки вызывали ярость простонародья из-за своих стрижек и причудливого внешнего облика. Пиренейцы же изменились мало, и французы в основном еще помнили, что изначально это честные труженики, спутники людей из народа.
А вот после Второй мировой пришлось снова восстанавливать поголовье с помощью сенбернаров. Поэтому в настоящее время большой пиренеец - одна из наименее агрессивных охранных пород. Они проявляют недоверие к посторонним и, безусловно, охраняют хозяина и свою территорию, но они не злобные и подходят для содержания в квартире, поскольку не склонны к проактивной агрессии.
Продолжение следует