Найти в Дзене

Молодые, заводные, великолепные. Балет Казанского цирка

Им чуть больше 20, они устанавливают рекорды, умеют делать фляки, рондаты, летать под куполом и танцуют на манеже. Молодые и красивые, артисты балета Казанского цирка приводят в восторг публику от мала до велика. Все – родом из абсолютно разных мест, от Казахстана до Крайнего Севера, и все как один влюблены в Казанский цирк. Балет Казанского цирка в современном виде существует три с половиной года, его состав сформировался, когда ребят набирали на программу «Всё будет хорошо» в 2023 году. До этого в «Морозко» и другие программы каждый раз приглашали новых участников. Поначалу с артистами занималась балетмейстер Вероника Касперова из Минска, состав утвердила Ольга Полтарак, поставившая танцевальную часть в большинстве современных спектаклей Казанского цирка. Его костяк оставался «плюс-минус» постоянным. Кто-то уходил, кто-то приходил – артистов отбирала уже сегодняшний руководитель балета Казанского цирка Виктория Бутурлина. Кастинг на программу «Всё будет хорошо!» проходил три месяца.
Оглавление

Им чуть больше 20, они устанавливают рекорды, умеют делать фляки, рондаты, летать под куполом и танцуют на манеже. Молодые и красивые, артисты балета Казанского цирка приводят в восторг публику от мала до велика. Все родом из абсолютно разных мест, от Казахстана до Крайнего Севера, и все как один влюблены в Казанский цирк.

Артисты балета Казанского цирка, фото Казанский цирк
Артисты балета Казанского цирка, фото Казанский цирк

«Кто кого родил»

Балет Казанского цирка в современном виде существует три с половиной года, его состав сформировался, когда ребят набирали на программу «Всё будет хорошо» в 2023 году. До этого в «Морозко» и другие программы каждый раз приглашали новых участников.

Поначалу с артистами занималась балетмейстер Вероника Касперова из Минска, состав утвердила Ольга Полтарак, поставившая танцевальную часть в большинстве современных спектаклей Казанского цирка. Его костяк оставался «плюс-минус» постоянным. Кто-то уходил, кто-то приходил – артистов отбирала уже сегодняшний руководитель балета Казанского цирка Виктория Бутурлина.

Руководитель балета Казанского цирка, хореограф и по совместительству преподаватель хореографии ДЦШ Виктория Бутурлина
Руководитель балета Казанского цирка, хореограф и по совместительству преподаватель хореографии ДЦШ Виктория Бутурлина

Момент истины

Кастинг на программу «Всё будет хорошо!» проходил три месяца. Пока утверждали состав, дирекция Казанского цирка присмотрелась к Виктории Бутурлиной и предложили ей стать репетитором – нужно было «чистить» всю поставленную хореографию, отрабатывать движения. Этим Виктория занималась примерно год, а затем ее назначили руководителем балета. Самое интересное, что «по-настоящему» в цирке она побывала только, когда устроилась сюда работать – детство Виктория провела в небольшом городе и там видела только заезжий цирк-шапито.

Танцевально-цирковая программа «Всё будет хорошо!» - совместный проект московсокго цирка Никулина и Казанского цирка
Танцевально-цирковая программа «Всё будет хорошо!» - совместный проект московсокго цирка Никулина и Казанского цирка

Хотя постановкой номеров занимается балетмейстер спектакля, в творческой копилке Виктории Бутурлиной есть и собственные – например, «Танго под дождем» для программы «На счастье!».

Водно-цирковое ревю «На счастье!» в Казанском цирке
Водно-цирковое ревю «На счастье!» в Казанском цирке
«Я пришла как артист балета на программу «Морозко», и на тот момент не совсем понимала цирковую специфику. А уже потом, когда работала репетитором на «Всё будет хорошо», поняла, что к чему. На манеже в отличие от сцены все просматривается на 360 градусов, здесь должны быть другие рисунки, другие движения», – рассказывает Виктория.

Если основная часть танцоров подготовленная, то на сцене можно органично расположить всех – тех, кто пришел в коллектив позже, «спрятать», чтобы их было не так сильно видно. На манеже «этот номер не пройдет», никого не спрячешь, уровень артистов должен быть примерно одинаков.

Новогодняя цирковая сказка «Морозко» в Казанском цирке
Новогодняя цирковая сказка «Морозко» в Казанском цирке

Как руководитель балета Виктория сейчас не танцует в спектаклях. Почти.... Раскрываем тайну: в национальном спектакле-фэнтези «Мирас» она играла татарскую бабушку-рассказчицу.

«Поначалу, когда я шла на прогон загримированная, все сотрудники цирка меня пугались. Говорили: «Ой, я вас не узнала». Меня специально очень сильно «состаривали», даже руки. Я не могла смотреть на себя в зеркало, а потом было даже интересно», – рассказывает Виктория.
Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк
Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк

Кузница цирковых танцевальных кадров

Виктория Бутурлина заканчивала хореографическое отделение Казанского государственного института культуры. Всю жизнь, с шести лет она занималась танцами, выступала в различных коллективах. Ее направление – эстрада, самая подходящая база для работы в цирковом балете, как и народные танцы, входящие в большинство программ.

Руководитель балета Казанского цирка, хореограф и по совместительству преподаватель хореографии ДЦШ Виктория Бутурлина
Руководитель балета Казанского цирка, хореограф и по совместительству преподаватель хореографии ДЦШ Виктория Бутурлина

Институт культуры – настоящая кузница кадров для балета цирка, огромная часть его участников пришла именно отсюда. Причем география танцоров настолько широкая, что диву даешься.

Полина Бибикова в балете Казанского цирка уже три года. В Казань она приехала учиться из Пермского края. Подруга, которая уже была приглашена в балет, предложила попробовать свои силы и Полине.

«Мне очень нравится здесь работать, – говорит Полина, – Прекрасный коллектив, мы со всеми отлично общаемся – с инспекторами манежа, артистами, которые к нам приезжают. Они всегда говорят: «У вас здесь так хорошо, по-семейному, по-доброму».

Участница балета Элина Давлетшина – из Альметьевска, Ульяна Яруллова – из Красноярска, а Наталья Хилобок – с Крайнего Севера. Гузель Ахметзянова училась на теплоэнергетика и параллельно занималась танцами, теперь они на первом месте, а она – в составе балета Казанского цирка.

Данил Долгополый приехал в Казань из Казахстана. Когда на третьем курсе ему предложили подработку в цирке, он решил попробовать и… остался.

«Я здесь уже четыре года. Цирк стал моей второй семьёй. Здесь очень много возможностей развиваться в разных направлениях – и воздушная гимнастика, и жонглирование, и всё-всё-всё, что захочешь», – говорит Данил.

Данил, как и многие другие ребята, пробует себя в различных цирковых жанрах – хочет развиваться в воздушной гимнастике на ремнях и, когда есть время, тренируется. Когда в цирке гастролируют артисты, они с удовольствием помогают в этом ребятам из балета. По словам Виктории Бутурлиной, даже во время «новогоднего марафона» они находили время и занимались с артистами – учили ходить по канату, крутить хула-хупы, выполнять эквилибр.

Эдгар Алтынбаев пробует себя в акробатике и даже собирается установить рекорд в маховых (колесо без рук).

Чудесатая цирковая новогодняя сказка «Лабиринт», фото Елены Гредюшко
Чудесатая цирковая новогодняя сказка «Лабиринт», фото Елены Гредюшко

Выходим за рамки

Ильгиз Кадыйров, как и Инзиля Минниханова раньше работали в Государственном ансамбле песен и танцев Республики Татарстан.

«Мне нравится концепция работы в балете цирка, здесь есть пространство для самовыражения, меньше рамок, барьеров. Всегда происходит что-то новое», – говорит Ильгиз.

О постоянном смене декораций в прямом и переносном смысле, возможностях роста и развития говорят как сами ребята, так руководитель балета Виктория Бутурлина.

«Очень классно, что здесь есть разнообразие программ, мы работаем за сезон четыре разных, и каждый раз это разная хореография. Как балет, мы тут не скучаем, – рассказывает Полина Бибикова. – Каждый раз приходится что-то учить, пробовать новое. На программе «Мирас» мы летали в воздух, девочки на руках висели. В программе «Конек-Горбунок» я играла Снегурочку и летала на качелях».
Полина Бибикова в роли Снегурочки в новогодней сказке «Конек-Горбунок» в Казанском цирке
Полина Бибикова в роли Снегурочки в новогодней сказке «Конек-Горбунок» в Казанском цирке

При любой возможности ребята из балета осваивают новые навыки – проходят мастер-классы у хореографов, вместе с инспектором манежа Алексеем Ширяевым занимались акробатикой, учились кувыркаться, делать фляки, рондаты и другие элементы.

«Мне очень нравится цирк, здесь есть ощущение, что все заняты очень большим, важным делом. Мне нравится показывать то, что мы делаем, людям, видеть их радостные улыбки и восторженные овации после представления», – говорит участник балета Александр Вяжевич.

Мастера на все руки и ноги

В некотором смысле работа в цирке требует чуть большей квалификации, чем эстрадная или народная хореография.

«Ты учишься работать и с воздухом, и параллельно контролируешь всё, что происходит на манеже. Когда приходят новые артисты балета, сложность заключается в том, что они привыкли смотреть только вперед и в стороны. Уже потом они начинают соображать, что происходит сверху и сзади», – говорит Виктория Бутурлина.

Нужно всегда держать внимание на 360 градусов, чтобы не произошло что-нибудь совершенно незапланированное – например, воздушный гимнаст не приземлился тебе на голову. Если такое и случается, то только на репетициях.

Чтобы получилось яркое, ослепительное шоу, нужно учесть много моментов. Мало выучить хореографию, надо еще соотнести ее с тем, как используется реквизит, чтобы это выглядело легко и изящно, без казусов. Например, в новогодней программе «Конек-Горбунок» после того, как артисты выстроили ровные, идеальны рисунки, приехали большие телеги – «те еще бандуры», которые из-за своей массивности едут не туда, куда нужно, и к которым нужно было приноровиться, чтобы без видимого напряжения ими управлять.

Новогодняя сказка «Конек-Горбунок» в Казанском цирке
Новогодняя сказка «Конек-Горбунок» в Казанском цирке

Когда в подготовку спектакля включаются артисты, нужно аккуратно сработаться и с ними. Например, в том же «Коньке-Горбунке» был нюанс, связанный с участием в одном номере вместе с балетом артистов разных жанров – эквилибристов на першах Алихана Алиханова и оригинальных акробатов на тройной русской палке Ильи Тюфяева. В Цирке Никулина, где до этого выступали артисты, им было проще. Во-первых, барьеры манежа опускались, они могли свободно пройти куда угодно. В Казанском цирке планировка другая, выхода только два – в форганг и под вип-ложей. Во-вторых, ребята уже работали вместе, а с артистами балета им нужно было скоординироваться, чтобы всё это органично смотрелось и никто ни в кого не врезался, когда одни вбегают, другие убегают и вокруг очень много реквизита.

«Если во время представления все-таки что-то пойдет не так, главное – не паниковать и не останавливаться, чтобы зрители ничего не заметили. Нужно выкручиваться, как-то обыгрывать ситуацию», – говорит Виктория Бутурлина.

Смотри в оба

Смотреть на выступление балета в цирке – отдельное удовольствие, и как тут не вспомнить о шикарных костюмах от Надежды Русс, особенно впечатливших зрителей первого национального спектакля-фэнтези «Мирас». После Казани костюмы отправились на гастроли в Минск, где в них выступал местный балет.

Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк
Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк

Конечно, больше всего в восторг на представлениях приходят дети. На «Коньке-Горбунке» в номере «Козлики» артисты балета по сценарию должны были стоять на лестнице, и тут-то подрастающее поколение давало себе волю – ребята с восторгом дергали артистов за костюмы-«домики».

Еще один потрясающий момент – интерактивный, когда и артисты балета, и акробаты Ильи Тюфяева, и эквилибристы Алихана Алиханова идут в зал и бросаются мешками в зрителей. Кайфуют все – и зрители, и артисты. Причем всех возрастов – и дети, и бабушки с дедушками. У взрослых людей зажигаются глаза, как в детстве.

Отдача от зрительного зала – самое главное для артистов.

«Ты не можешь отдавать свою энергию в пустой зал, ищешь счастливые глаза, которые светятся. Найдёшь какого-то одного человека, просто танцуй «на него», смотри в его глаза – и он радуется, и ты. Особенно классно, когда радуются взрослые. Дети радуются всегда, а когда внутренний ребенок просыпается во взрослых, мужчинах, дедушках, ты видишь эти искры в глазах и думаешь: «Я обожаю свою работу», – делятся своими эмоциями ребята из балета.

Через тернии к звездам

Один из ключевых критериев отбора артистов в балет цирка – рост, от 165 сантиметров. Дело в том, что манеж очень сильно «съедает» людей, находящихся на нем – он большой, зал огромный, если добавить макияж, свет, костюмы, декорации и реквизит, при небольшом росте ты «потеряешься». Поэтому в хореографии всегда блистают яркие, эффектные, высокие, длинноногие, стройные, худощавые. Внешность в балете очень важна – спортивный, подкачанный вид. Сейчас средний возраст участников коллектива – 23-25 лет, берут сюда с 18.

Новогодняя сказка «Конек-Горбунок» в Казанском цирке
Новогодняя сказка «Конек-Горбунок» в Казанском цирке

Еще один важный момент – умение схватывать новые движения на лету. Когда Виктория проверяет кандидатов в артисты балета, дает им для заучивания несколько танцевальных комбинаций из предыдущих программ. Справился – отлично! Нет – ничего не поделаешь, когда приедут хореограф и режиссёр нового спектакля, нужно быстро все запоминать и воспроизводить. По словам Виктории, бывает такое, что человек просто «застоялся» - например, в каком-то эстрадном коллективе, где по полгода танцуешь одно и то же. Как правило, если видишь, что у него есть задатки, желание, он «горит», его нужно просто «растанцевать», и тогда он покажет свой артистизм.

Цирковая новелла «Удивительная история» в Казанском цирке, фото Елена Гредюшко
Цирковая новелла «Удивительная история» в Казанском цирке, фото Елена Гредюшко

Вы не поверите, но обычно артисты балета сами делают себе макияж. На программе «Одержимые» рисовал гример. Девочкам, конечно, проще, они быстрее учатся. Обычно, как это было на новогодней программе, в начале гримёр показывает, как нужно наносить грим, а дальше артисты сами.

Подрастающее поколение

В Детской цирковой школе при Казанском государственном цирке без хореографии никуда, и эту миссию также выполняет Виктория Бутурлина. Старшая группа занимается три раза в неделю, младшая – два. Прежде всего, детям необходимо дать базу, поставить апломб – правильное положение спины, корпуса, рук, стоп, коленей.

Следующий этап – изучение танцевальных комбинаций, эстрадных направлений. Тогда, если ребенка возьмут в какой-то номер, он сможет не просто красиво открыть руку, но и выучить необходимые танцевальные движения. Кто знает, может, кто-то из ребят в будущем найдет себя как раз в балете Казанского цирка.

Ученики Детской цирковой школы Казанского цирка Елизавета Демидова, Данила Николаев, Кирилл Зеленихин и Марк Романов с номером группового жонглирования «На палубе»
Ученики Детской цирковой школы Казанского цирка Елизавета Демидова, Данила Николаев, Кирилл Зеленихин и Марк Романов с номером группового жонглирования «На палубе»

Один за всех, и все за одного!

В цирк не ходят «на работу с 9 до 18» – им живут. Это подтверждают и ребята из балета, и его руководитель Виктория Бутурлина. Подготовка к новой программе начинается примерно за 2−3 недели и может проходить с утра до позднего вечера.

Но все артисты говорят об одном: они влюблены в свою работу. А когда видишь на манеже людей, которые обожают свое дело и отдаются ему на 200%, то и публика отвечает тем же.

«Это не просто работа, это твоя жизнь, твой второй дом, может, даже и первый, – говорит Наталья Хилобок. – Не просто коллеги, а твои близкие, родные люди».

Цирк для артистов – это большая семья, в которой бывает всякое, но которая всегда тебя поддержит.

«Мне кажется, в цирке люди всегда намного добрее, намного больше ценят друг друга. Ты приходишь сюда, и даже, если нет настроения, все улыбаются, говорят друг другу «доброе утро!», и уже как будто бы жизнь прекрасна», – говорит Инзиля Минниханова.

А что же дальше будет?

На вопрос о том, как она видит балет Казанского цирка в будущем, Виктория Бутурлина отвечает – еще более профессиональным. Это значит, что будет работать как единый, еще более слаженный механизм, где каждый помогает друг другу, а все вместе создают волшебство для зрителей.

«Когда в цирк приходит человек, он либо видит красивую, гармоничную картинку и говорит, что балет хороший, либо видит, как все танцуют в разнобой и решает, что балет плохой. Зритель не судит: «Ммм, вон там хороший парень» или «Вот здесь хорошая девочка», он видит классный балет в целом. Уже потом он, может быть, зацепится за кого-то взглядом. Но балет – это одно целое, а не каждый по себе», – говорит Виктория Бутурлина.
Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк
Первый национальный татарский спектакль-фэнтези "Мирас", фото Казанский цирк

Конечно, как и все нормальные люди, артисты балета Казанского цирка устают от напряженной работы, но, как они сами говорят, для них это настолько привычно, что спустя короткое время после завершения предыдущей программы они уже ждут, когда начнется следующая.

«Какие у нас планы? «Грустить и плакать», и в отпуск, – смеются ребята, – Жизнь – это цирк. Цирк – это жизнь. И мы очень любим свою работу. «И придём сюда в субботу». И всегда будем здесь, если надо».