Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Директор" (СССР, 1969) и Николай Губенко (1941-2020)

«Картина «Директор» реалистична, даже строга. В ней ничего но придумано, не преувеличено и не преуменьшено. Двадцатые годы... Первые промышленные новостройки, проекты; стремительные темпы производства… Все это выражает сюжет с начальных кадров разоренных цехов до могучей коды финала, нарастающий бег времени, динамический портрет социализма, который творчество и движение. В этом кипучем потоке жизни складываются личные биографии, каждая по-своему. Удивительно, как и всё в его жизни, сватовство и женитьба героя — простого матроса Алексея Зворыкина; его война с обывательщиной и мещанством в собственном доме; учеба в ранге директора у своих же «спецов», а потом у Форда; организованный им знаменитый автопробег, где великий энтузиазм, преданность идее и долгу принесли советским людям победу. Мы узнаем, как находит и теряет Алеша друзей, как возникает его рабочий авторитет, как складывается в нем «директор». Движение и рост страны — это его собственное формирование, его личная биография. Они

«Картина «Директор» реалистична, даже строга. В ней ничего но придумано, не преувеличено и не преуменьшено.

Двадцатые годы... Первые промышленные новостройки, проекты; стремительные темпы производства… Все это выражает сюжет с начальных кадров разоренных цехов до могучей коды финала, нарастающий бег времени, динамический портрет социализма, который творчество и движение.

В этом кипучем потоке жизни складываются личные биографии, каждая по-своему.

Удивительно, как и всё в его жизни, сватовство и женитьба героя — простого матроса Алексея Зворыкина; его война с обывательщиной и мещанством в собственном доме; учеба в ранге директора у своих же «спецов», а потом у Форда; организованный им знаменитый автопробег, где великий энтузиазм, преданность идее и долгу принесли советским людям победу. Мы узнаем, как находит и теряет Алеша друзей, как возникает его рабочий авторитет, как складывается в нем «директор». Движение и рост страны — это его собственное формирование, его личная биография. Они совмещены. И в этом секрет рождения Директора.

Степан Рузаев (арт. Б. Кудрявцев) идет другой дорогой. Он отдает жизнь за революцию и социализм, но не знает, как их завоевать, как строить. Ему нужен Алексей — его плечо, его ум.

И, наконец, Кныш (арт. В. Седов) — умелый, хваткий, деловой, казалось бы, никогда не оступающийся. Это та трезвость, что легко переходит в приспособленчество, фраза — в опасную демагогию. Предательство друзей, измена социализму — закономерный итог этой судьбы.

Этих образов и фактов вполне достаточно, чтобы сложить представление о целой эпохе и ее делах, о первооткрывателях социализма и о счастье, что выпало на долю героев. И уже одним этим примечателен фильм «Директор»: он подлинно историчен.

Но есть в нем и вторая глубина. Фильм Алексея Салтыкова и Юрия Нагибина раскрывает существо важных явлений социализма, их непреходящесть. И в этом его современность.

Трудно согласиться с мнением некоторых критиков, утверждающих, что фильм оказался «без директора». В нем, действительно, маловато сюжетного материала, характеризующего деловые взаимоотношения директора с коллективом. Однако, вероятно, решить такую задачу было под силу художникам, создавшим почти целиком по этому принципу сценарий и фильм «Председатель». Здесь они избрали другой художественный аспект, может быть, не во всем им удавшийся, но вполне возможный и плодотворный.

Директор в новом мире, в социалистическом обществе, — не просто должность, а та ступень, которой человек либо достигает, как герой картины, либо может лишь только посягать на нее, как, скажем, Кныш, — таков замысел центрального образа.

Директор — это совсем новое человеческое качество, которое формирует эпоха, социализм. И оно требует многого, его достигают путем общественных и личных усилий, многих факторов времени. А каких именно — об этом сюжет фильма. И есть или нет Алеша Зворыкин в ранге директора — не это важно и авторам, и зрителю. А то, что он достиг той зрелости сознания, воли, знаний, которая дает ему на это право. Это как бы сам народ, управляющий государством. И не случайно главные черты героя, но которых концентрируют наше внимание авторы и актер Николай Губенко, — демократизм и партийная принципиальность. В решении задачи создания характера подлинно народного директора, единого с массами, авторы вполне преуспели.

Как всегда, фильм Алексея Салтыкова реален по рисунку образов страстен по стилю повествования, безапелляционен по образу выражения идей. Он — как кипучая кипящая лава, и на поверхности ее — то, что для авторов наиболее ценно в людях, времени, истории, современности» (Кокорева, 1969).

-2

Николай Губенко

«Сергей Герасимов был его первым мастером и учителем. И, наверное, останется им навсегда. Это его школа приучила Николая Губенко любить жизнь, изучать ее, видеть в простом человеке личность, любить его, идти к мысли, художественному обогащению от жизненного наблюдения и познания действительности. И, может быть, симптоматичен в этом смысле сам путь артиста на экран — неторопливый, углубляющийся с каждым шагом.

Губенко — артист, которому доступно многое. Он хорошо чувствует драму, у него есть комедийный дар, он пластичен, музыкален, ритмичен. Ему открыт репертуар большого жанрового и тематического диапазона.

Но артист не спешит. Он вдумчив и любит роли выбирать. Хуже то, что не торопятся его снимать некоторые режиссеры в новом качестве, а прибегают порой к уже использованным образам, эксплуатируют уже открытое до них другими. Поэтому и сыграно ролей Николаем Губенко уже немало, но работ крупных, заметных могло быть и больше.

Эпизоды, эпизоды, эпизоды-фильмы «Пядь земли». «Когда улетают аисты», «Мальчик и девочка», «Первый курьер», «Дворянское гнездо». Многое ли вспоминается из них? Может быть, более других — комические краски, без которых Губенко трудно что-либо выражать. И есть два фильма, где уже не отдельные черты, а образ в целом рожден артистом: «Последний жулик» — фильм неудачный, но образ сделан Губенко хорошо — легко, изобретательно и явно иронично; «Пароль не нужен» — Губенко — Блюхер, серьезный, деловой, умный командир.

И все же первая и последняя работы артиста сходятся более других — это картины режиссера Хуциева «Мне двадцать лет», с которой начал Губенко, и режиссера Салтыкова «Директор». Близки они по серьезной реалистичности образов, по удивительной свободе, с которой выполняет артист сложнейшие художественные задачи. Но, конечно, по характеру и глубине образов и силе актерского мастерства эти работы весьма различны. Губенко — Фокин в фильме «Мне двадцать лет» — лишь робкое начало по сравнению со сложным образом директора.

Алексей Зворыкин из фильма Салтыкова — это крупная ступень художественного обобщения, веха в киноискусстве сегодняшнего дня. Трудно было поверить, что молодой артист, не имеющий достаточного опыта в создании подобных ролей, может достичь желаемого. Николаю Губенко пришлось многое преодолеть в своих привычках и приемах. Здесь было не место ни внешним приемам, ни эксцентрике, что так легко и всегда талантливо удавались артисту.

Многие помнили о том. что эту роль начинал когда-то создавать Евгений Урбанский. Губенко предстояло серьезное испытание. Здесь, несомненно, помогли артисту опыт и талант режиссера Алексея Салтыкова. Артистом создан образ того подлинно народного директора, коим гордится Советская власть, как своим новым и удивительным для всего мира завоеванием.

Сейчас Николай Губенко не только артист. Окончен режиссерский факультет ВГИКа, получен диплом. Как, с чего начнет он в новом качестве — постановщика картин?

Николай Губенко будет ставить свой первый фильм по сценарию В. Шукшина на студии «Мосфильм» в Экспериментальном творческом объединении под руководством Г.Н. Чухрая. Это хорошая творческая база: будет много добрых помощников, умных советчиков, умелых рук.

И все же фильм надо снимать самому. А это значит, что надо найти ключ для интересного рассказа о событиях, уже не раз на экране виденных (сюжет взят из жизни послевоенного села), не отойти от исторической правды и перспективы при показе конкретней, частной истории, не отойти от реализма. Это значит заслужить любовь и уважение своих товарищей по работе — актеров и съемочной группы — за серьезное отношение к делу и постоянный и вдохновляющий других труд, за тщательную подготовку Всей режиссерской работы во всех ее сложных компонентах. К этому Николай Губенко готовился не один год» (Кокорева, 1969).

Кинокритик и редактор Ирина Кокорева (1921-1998).

Кокорева И. Директор // Спутник кинозрителя. 1969. № 12.