Найти в Дзене
Право Суда

30 тыс. добровольных алиментов стало "мало". Суд назначил аж 15 тысяч...

Понятие "достойных алиментов" у их получателя, плательщика и суда нередко расходится. Кратно. С похожей ситуацией столкнулась Марина, 34-летняя жительница Воронежа. По просьбе нашего юриста-партнера она подробно описала свою ситуацию для нашего блога. Далее ситуация с ее слов. У меня двое сыновей. Старшему, Артему, уже 13 лет. Его отец, Дима — мой первый муж. Мы прожили всего три года, развелись, когда Тёме было совсем мало. Дима — человек непростой, но, надо отдать должное, деньгами не обижал. У нас была устная договоренность: он переводил мне 2 прожиточных минимума. На 2025 год это было 30 тысяч рублей в месяц. Железно. Плюс, если сыну нужен был велосипед, новый телефон или ноутбук — Дима покупал. Сам. Ехал с ним в магазин и оплачивал картой. Я часто ругалась, потому что многие из этих вещей были баловством, а у ребенка были и другие необходимые траты. Так же у меня был второй брак, родился младший, ему сейчас 8. Там всё грустно. Папаша оказался «с приветом», мы быстро расстались
Оглавление

Понятие "достойных алиментов" у их получателя, плательщика и суда нередко расходится. Кратно.

С похожей ситуацией столкнулась Марина, 34-летняя жительница Воронежа. По просьбе нашего юриста-партнера она подробно описала свою ситуацию для нашего блога.

Далее ситуация с ее слов.

Об отцах и деньгах...

У меня двое сыновей. Старшему, Артему, уже 13 лет. Его отец, Дима — мой первый муж. Мы прожили всего три года, развелись, когда Тёме было совсем мало. Дима — человек непростой, но, надо отдать должное, деньгами не обижал.

У нас была устная договоренность: он переводил мне 2 прожиточных минимума. На 2025 год это было 30 тысяч рублей в месяц. Железно.

Плюс, если сыну нужен был велосипед, новый телефон или ноутбук — Дима покупал. Сам. Ехал с ним в магазин и оплачивал картой. Я часто ругалась, потому что многие из этих вещей были баловством, а у ребенка были и другие необходимые траты.

Так же у меня был второй брак, родился младший, ему сейчас 8. Там всё грустно. Папаша оказался «с приветом», мы быстро расстались. Алименты с него взысканы, но толку ноль: то 500 рублей кинет, то пропадет на полгода. Исполнительный лист у меня валяется, даже не подавала. Уже год почти тишина, на день рождения сыну прислал 2000 рублей и всё. Связываться с ним боюсь — он неадекватный, нервы дороже.

В итоге я одна с двумя пацанами. Работаю, кручусь, тысяч 50 зарабатываю, но денег вечно впритык. И вот тут началось. Артем вошел в переходный возраст и начал... как бы помягче сказать... "стучать" отцу. Он чем старше, тем чаще с ним общается.

Где деньги?!

Дима, видимо, начал задавать вопросы, куда уходят его 30 тысяч.

А Тёма и выложил: «Мама на эти деньги брату куртку купила, а мне сказала у тебя на кроссовки просить».

Я была в шоке. Это же одна семья! Я что, должна младшего голодом морить, пока старший в брендах ходит? Или старшему мясо положить, а младшему - кашку, потому что его в довольствии нет?

Но бывший встал в позу: «Я содержу своего сына, а не твой "прицеп"». Начал требовать чеки, урезал переводы. Вся помощь "сверху" теперь пошла к сыну напрямую.

Меня это взбесило. Я же вижу, как он живет! У него свой бизнес (ИП, что-то со стройматериалами). Два года назад машину сменил, миллиона 3 отдал. Без кредитов.

А недавно узнаю через общих знакомых — квартиру купил! В новостройке. За 8 миллионов, без ипотек, сразу нал вложил. Значит, деньги есть? Значит, он просто жадничает для родного сына?

Я решила: хватит унижаться и выпрашивать. Пошла к юристу, подала иск на алименты в долях. По закону же положено 25% от всех доходов! Думала, сейчас как присудят четверть от его прибыли заживем по-человечески.

А в суде же меня ждал ад.

Деньги мама дала...

Дима пришел с адвокатом и папкой бумаг.

Заявил: «Доход у меня нерегулярный, то густо, то пусто, сезонность, риски».

Показал декларации, где расходы почти перекрывают доходы. И подал встречный иск — установить алименты в Твердой Денежной Сумме (ТДС).

Я кричала про его квартиру за 8 миллионов, про машину. Дима пожимал плечами: это мама помогла. У мамы бизнес. Все понимают, что бизнесом тем Дима управляет. Но...

Судья холодно так: «Имущество приобретено, договор дарения денег на квартиру есть, текущий доход нестабилен».

И самое обидное — Дима упирал, что я не трачу на ребенка больше прожиточного минимума. Чеков-то у меня не было, я всё на еду да на быт спускала. Наскребла немного по одежде, лечению, секция старшего. Тысяч 17 вышло.

Итог: суд установил алименты в размере одного прожиточного минимума на ребенка по Воронежской области. Это 15 тысяч рублей, в 2026 чуть больше уже будет!

Вместо 30 тысяч, которые он давал добровольно, я получила 15. Официально.

Я подала апелляцию. Думала, там разберутся. Но областной суд оставил всё в силе. Дима теперь переводит ровно эту сумму, день в день.

Сын на меня волком смотрит, потому что папа ему прямо говорит: «Мать хотела меня ободрать, теперь живите на то, что положено, остальное решим с тобой сами». Все расходы на сына требует теперь документировать и самому оплачивать. Сын вообще грозится к нему жить уйти, правда отец этому сильно не рад.

Я в отчаянии. Хотела как лучше, а наказала сама себя. И что теперь делать — не знаю.

Комментарий юриста

Ситуация, к сожалению, классическая и поучительная. Марина совершила распространенную ошибку: переоценила свои возможности в суде и недооценила подготовку бывшего мужа.

Почему так произошло?

  1. Нерегулярный доход (ст. 83 СК РФ). Если плательщик — ИП, и его доход меняется месяц от месяца, суд почти всегда назначает алименты в Твердой Денежной Сумме (ТДС), а не в процентах. Это делается именно для защиты интересов ребенка, чтобы в «пустой» месяц он не получил копейки.
  2. Особенности ИП. Марина рассчитывала на 25% от «оборота», но алименты с ИП при взыскании в процентах считаются с чистого дохода (доходы минус подтвержденные расходы). Грамотный бухгалтер бывшего мужа легко показал суду, что при высоких оборотах чистая прибыль у него невелика или нестабильна. Крупные покупки (квартира, машина) "прикрыты" помощью матери, никаких признаков высокого ежемесячного дохода в будущем нет.
  3. Отсутствие доказательств расходов. Суд всегда смотрит на то, сколько реально тратится на ребенка. Марина не собирала чеки, не доказывала оплату кружков, лечения или особого питания. К тому же отсылки к расходам на второго ребенка. Суд исходил из стандарта — прожиточного минимума.

Что делать сейчас?

Изменить способ взыскания обратно на проценты вряд ли получится, пока у бывшего мужа статус ИП с плавающим доходом.

Сейчас Марине нужно:

  • Собирать чеки. Начать фиксировать ВСЕ траты на старшего сына (одежда, лекарства, секции, гаджеты, отдых). Через год-полтора, если инфляция "съест" эти 15 тысяч, можно подать иск об увеличении размера ТДС, обосновав это тем, что потребности ребенка выросли и суммы не хватает.
  • Заняться отцом второго ребенка. Бывший муж абсолютно прав юридически — он не обязан кормить чужого ребенка. Тратить алименты старшего на нужды младшего НЕЗАКОННО. Марине нужно переключить энергию на взыскание долгов с отца младшего сына (работа с приставами, расчет долга за весь период, привлечение к административной и уголовной ответственности за неуплату).

Ставьте "Палец вверх", если информация была полезна и не забывайте подписываться на канал!

Задать вопрос юристу можно на сайте (консультация по телефону) или же в онлайн-переписке на наших площадках ВКонтакте, Телеграм или в Одноклассниках. Подписывайтесь!

Читайте еще: