Найти в Дзене

Упадок шелковой мануфактуры XVIII века в Суздальском уезде

Батыево, делившееся в XVII и начале XVIII столетия по числу владений то на две, то на три части, принадлежало после того до позднейшего времени двум владельцам. При этом часть его, ближайшая к Владимиру, в начале 2й половины XVIII столетия перешла в собственность содержателя Московской шелковой мануфактуры московского 1й гильдии купца Панкрата Васильевича Колосова, устроившего в Батыеве фабрику, к которой были приписаны и принадлежавшие к перешедшей части села крестьяне. В начале нынешнего столетия вследствие упадка торговых дел наследников П. В. Колосова состоявшая в их владении часть Батыева, с крестьянами, была приобретена коммерции советником, московским 1й гильдии купцом Михаилом Ивановичем Титовым (поступившим в московское купечество в 1797 году из купцов гор. Суздаля). Хотя впоследствии фабрика эта и прекратила свои действия, крестьяне занялись другими, одинаковыми с местным населением промыслами, тем не менее они продолжали числиться фабричными и состоять на посессионном праве

Батыево, делившееся в XVII и начале XVIII столетия по числу владений то на две, то на три части, принадлежало после того до позднейшего времени двум владельцам. При этом часть его, ближайшая к Владимиру, в начале 2й половины XVIII столетия перешла в собственность содержателя Московской шелковой мануфактуры московского 1й гильдии купца Панкрата Васильевича Колосова, устроившего в Батыеве фабрику, к которой были приписаны и принадлежавшие к перешедшей части села крестьяне.

Село Батыево Суздальского уезда, 1888 г.
Село Батыево Суздальского уезда, 1888 г.

В начале нынешнего столетия вследствие упадка торговых дел наследников П. В. Колосова состоявшая в их владении часть Батыева, с крестьянами, была приобретена коммерции советником, московским 1й гильдии купцом Михаилом Ивановичем Титовым (поступившим в московское купечество в 1797 году из купцов гор. Суздаля).

Хотя впоследствии фабрика эта и прекратила свои действия, крестьяне занялись другими, одинаковыми с местным населением промыслами, тем не менее они продолжали числиться фабричными и состоять на посессионном праве до 1853 года – того времени, когда наследником М. И. Титова они на основании отобранного от них согласия (?), были отпущены на волю без земли и, за исключением двух своевременно спохватившихся семейств, выселены в Тобольскую губернию.

Этим был положен конец существованию той части села Батыева, которая в течение почти целого столетия имела фабричный характер; ибо, вслед за тем, в 1854 году она была продана Титовым крестьянину Владимирского уезда Петрову, от которого лежащий по эту сторону ручья участок земли в 5 десятин

с фабричными каменными корпусами и другими постройками был перепродан в 1870 году владимирскому купцу А. Н. Никитину, устроившему там вновь бумаготкацкую фабрику, а от сего последнего в 1877 году перешел в собственность крестьянина Усоева, распродавшего все находившиеся на земле строения на своз. Место, где находились фабрики, поросло теперь бурьяном.

Пишущему пришлось 23 августа прошлого 1887 года, проездом в Суздаль, побывать в селе Батыеве – на родине предков и убедиться в этом воочию.

Население Батыева принадлежит к числу весьма бедных; местной промышленности не существует; жители ходят на заработки каменьщичьим промыслом. Самый Суздальский тракт, вблизи которого лежит село, имеет, по-видимому, также небольшое значение; об этом можно судить отчасти уже потому, что дорога, в особенности в пределах Владимирского уезда, представляется убийственной, будучи изрезана вся глубокими колеями, каковая крайняя неудовлетворительность ее, встреченная в сухую погоду, усиливается, по словам местных жителей, в значительнейшей степени весной и осенью, когда дорога, вследствие глинистой почвы, делается почти невозможной для проезда.

Н. Найденов. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. https://tonchu.org/shop/kupechestvo-dinastii/vospominaniya-o-vidennom-slyshannom-i-ispytannom/