Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Что было бы с Россией и Украиной, если бы майдан проиграл...

Грохот перестрелки за окнами нарастал, и я нехотя вылез из кровати, подойдя к окну. Рабочие дни в феврале 14-го в Киеве были ненормированные, спать приходилось урывками. А очередной видеорепортаж мы закончили перегонять в редакцию «Комсомолки» в Москву всего полтора часа назад. Но за окнами творилось что-то из ряда вон... Я не сомневался, что это агония майдана. За последние пару дней силовики методично сжали расплескавшийся на весь центр Киева бушующий революционный океан до небольшой грязной лужицы вокруг сцены. И если бы не уловки с переговорами с лидерами майдана Тягнибоком-Яценюком-Кличко, бойцы «Беркута» без лишних церемоний зачистили бы площадь Незалежности. Но с командой «фас!» медлили. Поэтому, когда утром 20 февраля на улице началась пальба, я решил, что команда эта наконец получена. Однако то, что происходило снаружи, не было похоже на зачистку. Майдан неожиданно перешел в наступление, вытесняя «Беркут» с площади. Сбегая по лестнице гостиницы «Украина» вниз, я наткнулся на л
Оглавление
"Русская весна" в Симферополе. Фото: Александр КОЦ
"Русская весна" в Симферополе. Фото: Александр КОЦ

ЯНУКОВИЧ ПРОМЕДЛИЛ С КОМАНДОЙ «ФАС!»

Грохот перестрелки за окнами нарастал, и я нехотя вылез из кровати, подойдя к окну. Рабочие дни в феврале 14-го в Киеве были ненормированные, спать приходилось урывками. А очередной видеорепортаж мы закончили перегонять в редакцию «Комсомолки» в Москву всего полтора часа назад. Но за окнами творилось что-то из ряда вон...

Я не сомневался, что это агония майдана. За последние пару дней силовики методично сжали расплескавшийся на весь центр Киева бушующий революционный океан до небольшой грязной лужицы вокруг сцены. И если бы не уловки с переговорами с лидерами майдана Тягнибоком-Яценюком-Кличко, бойцы «Беркута» без лишних церемоний зачистили бы площадь Незалежности. Но с командой «фас!» медлили.

Поэтому, когда утром 20 февраля на улице началась пальба, я решил, что команда эта наконец получена. Однако то, что происходило снаружи, не было похоже на зачистку. Майдан неожиданно перешел в наступление, вытесняя «Беркут» с площади. Сбегая по лестнице гостиницы «Украина» вниз, я наткнулся на людей с карабинами, но не придал этому значения. На улице уже было полно оружия, в основном охотничьего.

В фойе отеля оперировали раненых. Причем по характеру ранений можно было сказать, что стреляли с обеих сторон. Что меня тоже не насторожило - ведь не все на майдане были «ворошиловскими стрелками». А значит, могли случайно попасть и по своим... В тот день погибли около 70 человек, включая силовиков. И именно на последних решили повесить всех собак.

На майдане заварили такую кашу, что вся страна расхлебывает до сих пор. Фото: Александр КОЦ
На майдане заварили такую кашу, что вся страна расхлебывает до сих пор. Фото: Александр КОЦ

А МОГЛИ ОСТАТЬСЯ И С КРЫМОМ, И С ДЕНЬГАМИ

Что было бы тогда, если до стрельбы бы так и не дошло? Как сложилась бы судьба Украины, если бы победил Янукович, а не майдан? Ему бы явно пришлось идти на репрессивные меры. И отголоски неудавшейся революции наверняка раскатывались бы по западным областям. Но без внятных лидеров на длительное «продолжение банкета» рассчитывать вряд ли пришлось бы. А о лидерах майдана позаботились бы силовики. Как они сделали это с отмороженным националистом Сашко Билым. Но тогда на ближайших выборах Янукович вряд ли мог бы рассчитывать на успех.

А вот договорившись с оппозицией полюбовно, пусть даже и о досрочных выборах, Янукович продолжил бы попытки усидеть на двух стульях, получая кредиты и от России, и от Европы. И продолжая бойкую торговлю на обе стороны. Тогда нынешний экономический кризис Украина смогла бы пройти менее болезненно, ведь ее экономика в отличие от российской не завязана на нефть. А исторические экономические связи с Россией стабильно подпитывали бы страну. Не умерли бы совместные проекты в авиа-, космической и военной сферах, продолжали бы работать предприятия украинской оборонки.

Разумеется, Украина не лишилась бы своих территорий и избежала кровопролитной войны в Донбассе. Не пришлось бы унизительно закупать уголь в ЮАР и США, а российский газ под видом европейского качать из Европы. И еще неизвестно, с каким гандикапом подошел бы тогда Янукович к выборам, если бы отсутствие внятных европерспектив компенсировалось социальным благополучием. В конце концов основной электорат Януковича - это не про «безвиз и кружевные трусики». Заодно и самое работоспособное население, которое сейчас драит полы в Польше, оставил бы в стране.

Февраль 2015 года, Ополченцы ДНР на танке. Фото: Александр КОЦ
Февраль 2015 года, Ополченцы ДНР на танке. Фото: Александр КОЦ

ДЛЯ НАС ЭТО И ПРИВИВКИ, И ПРИБАВКА

Правда, Россия при таком раскладе не вернула бы себе Крым. И не получила бы такую мощную прививку от уличных протестов. «Хотите, как на Украине?» - звучит теперь в России по поводу любых митингов. И «как на Украине» не хочет никто.

Конечно, за свою позицию России пришлось платить по санкционному счету. Зато благодаря санкциям мы наконец повернулись лицом к своему производителю.

- Сначала мы сделали программу по всем изделиям, которые шли с Украины, - рассказывал в интервью «КП» бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин. - В основном это были старые советские технологии. Мы их замещаем с высокой модернизацией. Вторая программа была по странам НАТО и Евросоюзу, когда они ввели санкции. Мы предполагали, что они ударят по станкостроению. Хорошо, что вовремя развернули собственное производство начиная с 2012 года. Мы успели.

В конце концов и до элит постепенно доходит, что закадычных друзей у нас на Западе на поверку нет. А значит, надо делать выбор - возвращаться в Россию вместе с капиталами или продолжать кормить Европу с Америкой, рискуя остаться без денег.

Впрочем, было бы лукавством утверждать, что украинский майдан Россия смогла обратить себе на пользу. Есть потери, которые никак нельзя записать в плюс. В Донбассе гибнут люди, а в лице Украины мы нажили себе врага, кажется, на долгие годы. Конца русофобии в Киеве пока не видно. Если и есть сегодня голос разума на Украине, то подать себя он попросту боится.

Автор: Александр КОЦ. Из архива «КП»

СВО
1,21 млн интересуются