57 лет назад, 22 января 1969 года, младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин совершил дерзкую попытку нападения на правительственный кортеж, проезжавший через Боровицкие ворота Кремля. Переодетый в полицейскую форму, он намеревался совершить покушение на Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева.
Какие причины подтолкнули его к этому действию, и каким образом подобное могло произойти?
Кто такой Ильин?
Виктор Иванович Ильин появился на свет 26 декабря 1947 года в Ленинграде. Биологическая мать, страдающая алкогольной зависимостью, отказалась от младенца сразу после родов, оставив ребёнка в медицинском учреждении.
Позже мальчик был удочерён семьёй, не имевшей собственных детей.Его детство прошло в типичных условиях советской семьи, ничем особо не отличаясь от сверстников. Закончив восемь классов общеобразовательной школы, Виктор поступил в Ленинградский топографический техникум, который успешно завершил обучение в 1968 году. Благодаря наличию в учебном заведении военной кафедры, выпускникам автоматически присваивали воинскую должность младшего лейтенанта.
Сразу после выпуска Виктор был зачислен в состав Вооружённых Сил СССР. Службу проходил в составе 61-го геодезического отряда Ленинградского военного округа, дислоцированного в городе Ломоносове.
Как всё было
Вечером 20 января 1969 года младший лейтенант Виктор Ильин приступил к суточному дежурству в качестве помощника начальника караула. Воспользовавшись ситуацией, когда начальник ненадолго отошёл в столовую примерно в 7:45 утра следующего дня, Ильин взломал оружейный шкаф, похитил оттуда два пистолета Макарова с заряженными магазинами и скрылся с территории части.
Затем он беспрепятственно добрался до ленинградского аэропорта «Шоссейная» (ныне аэропорт Пулково), откуда заблаговременно приобрёл билет и вылетел в столицу. Проблем с транспортировкой оружия на борту самолёта у него не возникло, поскольку до первого случая захвата воздушного судна в СССР оставался ещё целый год, и контроль багажа и ручной клади в аэропортах был минимальным.
Прилетев в Москву, Ильин поселился у своего родственника — бывшего работника столичной милиции. На вопрос дяди о причине визита он объяснил желание увидеть праздничную церемонию встречи советских космонавтов, недавно завершивших полёты на космических аппаратах «Союз-3» и «Союз-4». В те времена каждый космический старт воспринимался обществом как событие огромной важности, а успешная стыковка двух пилотируемых аппаратов на околоземной орбите и переход космонавтов через открытое пространство считались важным этапом в космической гонке СССР и США.
Согласно устоявшейся практике, руководство страны во главе с председателем Совета Министров СССР Леонидом Брежневым лично встречало космонавтов в аэропорту, после чего кортеж автомобилей марки «Чайка» сопровождаемый мотоциклетным эскортом отправлялся в Кремль, где проходила церемония награждения и поздравления.
Ранним утром 22 января, дождавшись ухода дяди на службу, Ильин надел хранившийся у родственника комплект старой милицейской формы и отправился на Красную площадь. Видимо обладая неплохими актёрскими способностями и пониманием психологии, он убедительно изобразил милиционера, вызванного экстренно для усиления охраны мероприятия. Так как массовые государственные праздники традиционно сопровождались усилением нарядов полиции из разных районов города, Ильину легко удалось встроиться в цепь сотрудников правоохранительных органов, охраняющих периметр Кремля. Приблизительно в 14:15 правительственный кортеж въехал внутрь Кремля. Ильин сознательно пропустил первую машину, после чего резко вышел вперёд и произвёл серию выстрелов из обоих пистолетов по ветровому стеклу второго автомобиля.
Стоит отметить, что подобный сценарий встреч государственных деятелей был привычен для столицы. Помимо космонавтов подобным образом обычно приветствовались главы зарубежных стран, прибывающие с официальным визитом. Многие пожилые жители Москвы хорошо помнили, как работники научных институтов и студенты охотно освобождались от занятий и выходили на улицы, чаще всего на Ленинский проспект, махая флагами и демонстрируя патриотичные лозунги.
Обычно Леонид Брежнев занимал второе транспортное средство в подобном кортеже, однако в этот раз генерального секретаря вовсе не оказалось среди автомобилей, въезжающих через Боровицкие ворота Кремля.Вероятно, поступили какие-то тревожные сигналы либо сработала профессиональная бдительность сотрудников службы безопасности , вследствие чего автомобиль с Брежневым в последнюю минуту сменил запланированный маршрут и проследовал в Кремль через Спасские ворота.
Под обстрел случайно попала вторая машина, в которой находились космонавты Алексей Леонов, Андриан Николаев и его супруга Валентина Николаева-Терешкова. Рядом с водителем на переднем пассажирском кресле находился дважды Герой Советского Союза полковник Георгий Береговой, внешность которого заметно походила на облик Брежнева.
Под плотным огнём (эксперты позднее подсчитают, что за шесть секунд прозвучало 11 выстрелов) опытный лётчик смог оперативно среагировать, перехватить руль у тяжелораненого водителя и вывести автомобиль из зоны обстрела.
Один из сопровождающих кортеж мотоциклистов Владимир Александрович Зацепилов успел сбить самозваного милиционера колёсами своего мотоцикла, после чего злоумышленник был задержан сотрудниками КГБ.
Важно подчеркнуть, что встреча космонавтов шла в прямом телевизионном эфире. Несмотря на то, что непосредственно в момент покушения трансляция была немедленно прекращена якобы по техническим обстоятельствам, телезрители успели услышать первые выстрелы.
Именно поэтому уже следующим днём центральные газеты опубликовали официальное сообщение ТАСС, утверждавшее, что некий неизвестный гражданин пытался нанести вред космонавтам. Никакой информации о попытке покушения на Брежнева официально опубликовано не было.
Однако советские граждане привыкли самостоятельно догадываться о событиях, о которых предпочитали умалчивать власти. Особенно учитывая, что зарубежные радиостанции, которым население доверяло значительно больше, чем собственной прессе вроде газеты «Правда», незамедлительно сообщили именно о нападении на главу государства.
В отношении Виктора Ивановича Ильина было открыто судебное разбирательство сразу по пяти пунктам Уголовного Кодекса РСФСР. Ему приписывали организацию и публичное распространение недостоверной информации, уничижающей репутацию советского строя; подготовку террористического акта; совершение убийства; незаконное присвоение огнестрельного оружия; а также побег с места прохождения службы.
Следствие и последствия
Судебное расследование заняло больше года. В итоге, после тщательного рассмотрения материалов дела и проведения нескольких судебно-психиатрических освидетельствований, в мае 1970 года Ильин был признан недееспособным и помещён в специальную психиатрическую клинику в Казани, где пробыл на лечении целых 18 лет.
Позднее, в 1988 году, по инициативе его матери, он был переведён в Ленинградскую психиатрическую больницу №3 имени академика И.И. Скворцова-Степанова. Через два года, в 1990 году, решением Военной коллегии Верховного Суда СССР Виктор Ильин был освобождён от дальнейшего нахождения в лечебном учреждении.
Кроме того, в том же 1990 году Ильин получил отдельную жилплощадь в виде однокомнатной квартиры в Ленинграде, а также приличную ежемесячную выплату пенсии. Такое решение было связано с тем обстоятельством, что на протяжении всего периода нахождения в психиатрической больнице он формально продолжал считаться военнослужащим Советской Армии.
Как он заявил позже в одном из своих интервью
Никакой «карательной медицины» я на себе не испытал: меня не кололи лекарствами до положения «овоща», не лечили электрошоком. А я-то ждал, что на меня всей мощью обрушится уродливая государственная машина…
«Если бы мне тогдашнему … кто то сказал что через двадцать лет советская власть рухнет я бы конечно на это дело не подписался бы.