В сети зловеще притаился сериал «Казахские страшные сказки» в постановке Адильхана Ержанова («Степной волк», «Замёрзшие», «Штурм»). Причём уровень представленной там жестокости дошел до такой грани, что ни на один стриминг это шоу заявить не решились. Но ищущий да обрящет!
«Казахские страшные сказки» (2025)
Жанр: ужасы, триллер
Продолжительность: 1 сезон, 10 эпизодов
Автор сценария и режиссёр: Адильхан Ержанов
В ролях: Куантай Абдимади, Динара Бактыбаева, Анна Старченко, Азиз Бейшеналиев, Данияр Алшинов и другие
Производство: Казахстан
18+
«Казахские страшные сказки» — это хоррор-антология, где каждая серия рассказывает отдельную историю, вдохновлённую местными мифами, суевериями и семейными легендами. Автором проекта выступил известный режиссёр Адильхан Ержанов. О картине написали международные сайты SunshineStateCineplex, Vanessa’s Non Spoilers и Loud and Clear Reviews. Они опубликовали развёрнутые рецензии, назвав сериал одним из самых ярких событий года и важной вехой в современном казахстанском кино. Тут не отнять — на кинорынке и в сериалопроизводстве Казахстана действительно «делаются дела». И бюджеты у них значительно скромнее, нежели у отечественных штамповщиков «главных кинособытий». За это казахскому кино — лайк. Впрочем, только за это.
«Ой, бой! Биться, махаться будешь со мной?»
Главный герой первой сюжетной линии — циничный следователь Биржан (Куантай Абдимади), которого отправляют в глухую деревню Каратас расследовать жуткие происшествия в местном роддоме. Вскоре становится ясно, что это не просто очередное дело из уголовной практики. Если подключить пафос аннотации, то: «здесь замешано нечто, о чём не пишут в протоколах и не докладывают начальству». Биржан здесь, конечно же, Дэйл Купер. Но такой — словно из миниатюры КВН. Но, к слову, из того КВН, который был «тот». Бремя актёрского мастерства, павшее на интеллигентные плечи господина Абдимади, требует всех статуэток мира. Даром что главный герой. Казахи в кино — даже эпизодники и статисты — играют так, чтобы было сильно заметно. Прям оставляют след в кинематографе. Представляю себе реплики во время съёмочной смены:
— Внатуре, ты гениально сыграл!
— Реально?
— Отвечаю, братан! Айда чай пить! Отдохнуть надо!
— Базара нет, братан!
Это не издёвка. Это про искренность народа. Они невероятно отдаются процессу и верят в проект.
И вот — приезжает, значит, Биржан Купер в Каратас. В загадочный и безлюдный. Того и гляди, с небес грянет музыка Бадаламенти, а к берегу прибьёт одиннадцатиклассницу в целлофановом мешке. Биржан сталкивается с Сарой — гадалкой и уличной авантюристкой (Анна Старченко), у которой за плечами буквально весь путь персонажей GTA: угоны, торговля запрещённым, бродяжничество. Но у неё есть то, чего нет у следователя — интуиция и способность видеть то, что скрыто за гранью привычного. Вроде бы сомнительный союз, но именно он помогает разобраться в происходящем.
Сплетение данных персонажей в столь крепкий тру-крайм союз сценаристы дали смутно, а постановщик решил, что это фишка. Ладно, общую линию проследить вполне себе можно, но ребята из чёрных кабинетов монтажно-тонировочного процесса насобирали из отснятого такую кучу «рванины» и эпизодов из серии «прощай, логика», что зло берёт. «Кто он такой, этот потерпевший? Куда он пошёл?»
В общем, сквозь атаки стримерами и гениальными, уровня Тарантино диалогами (нет), доходят они в расследовании до мысли, что всё это — не просто легенда. Причём зритель это понимает секунде на десятой сериала. Да, тут прям сразу «дают». Без экспозиции. Некогда вату катать. Казахи знают, что все всё смотрят на ускоренном воспроизведении. «Казахскими страшными сказками» прямо рекомендуется наслаждаться в 1,5. Для задору…
Кульминацией истории становится появление образа злого женского духа Албасты. С этого момента сериал окончательно превращает детектив в полноценный хоррор с фольклорными корнями.
А кто такая Албасты? Это не просто ведьма из народных сказаний. Это старинный тюркский демон, образ которого встречается у казахов, башкир, киргизов, узбеков и других народов. В одних историях она появляется как страшная старуха с длинными волосами и обвисшей грудью, в других — как молодая соблазнительница. Иногда принимает облик лисицы, собаки или даже тени. Объединяет все образы одно — опасность для материнства. Албасты охотится за роженицами и новорождёнными. Может душить во сне, утащить душу ребёнка или лишить мать разума. Именно из-за неё в старину клали иголки под подушку ребёнку, завязывали красную нитку на запястье и никогда не оставляли роженицу одну в доме.
«Выключи, внатуре, братан. Страшно. Айда чай пить снова!»
Тут можно смело хвалить и расхваливать. Всё, что в «Казахских страшных сказках» есть от хоррора, получилось «внатуре страшно». Порой до оцепенения. Создатели шоу — проигнорировали компьютерную графику и сделали всё в духе старых фильмов о монстрах и использовали дедовские методы: сложный грим, аниматронику и механические эффекты.
Аргументировано это было, увы, ограниченным бюджетом. Но сразу — алле-хоп — в чат пришла изобретательность. Как в архаичных фильмах «из детства». Которые на кассете. А ещё всё это будто бы намекает, что зло в степи древнее, оно живёт еще со времен, когда не существовало техники и спецэффектов. Графон в немыслимых охапках предоставляемого сейчас хоррора уже вообще не работает (если это состряпал не Дель Торро или под его чутким руководством). Если смотреть в темноте, с хорошим звуком и, желательно, изображением — жуть берёт. Мощно. Потому что работали по формуле: страшно, это когда непонятно. Кого напугает мужик с бензопилой? А когда на тебя из-за дивана начинает смотреть невесть откуда взявшаяся старуха, и это не мама супруги — бей в барабаны и быстро беги.
Тут — респект. Нотки мифологии, мотивы шаманизма и вездесущие «тени забытых предков» могут шугануть даже самого стойкого оловянного кинозрителя. Того, кто новогодние ТНТ-пародии посмотрел не дрогнув.
Изначально сериал «Казахские страшные сказки» задумывался как проект для онлайн-платформ. Однако, перед релизом создатели устроили тестовый просмотр. Это обычная практика, когда показывают черновую версию ограниченной группе зрителей, чтобы понять, как они отреагируют. Что пугает, что не нравится, что кажется лишним. Результаты оказались неожиданными. Зрители признали сериал слишком пугающим. Причём не просто страшным, а настолько мрачным, тревожным и жестоким, что стриминговая платформа решила не выкладывать его вовсе.
Само собой, в сети он есть. Но есть ли вероятность, что кто-то, наступив на кота и опрокинув стол, ринулся качать…
Без лица
Есть в сериале странный персонаж: коррумпированный полицейский чин в неизменной меховой жилетке, появляющийся в кадре с забрюлленным лицом. Поначалу даже показалось, что это такой хитрый режиссерский ход. В «Казахских страшных…» удивительного столько, что уже ничего не удивляет.
На самом деле всё гораздо проще. Роль исполнил актёр Шарип Серик, угодивший в модное течение «отмены».
Скандал случился в апреле прошлого года, когда подруга актёра пожаловалась, что он поднимал на неё руку, пытался удержать силой и вообще вёл себя очень неправильно. Возмущению народа не было предела. И карьера актера рухнула за неделю. Компания Salem Entertainment вычеркнула его из всех проектов. Шарипа пообещали вырезать из фильма «Патруль: последний приказ», отменить проекты «Шакал» и третий сезон сериала Qarga. При этом руководство давало туманные комментарии: мол, возможно, всё будет иначе, если Шарип договорится с обиженной девушкой и скандал будет купирован. Видимо, не договорился, если замазали рожу. Переснять материал возможности не было. Только если запускать съёмочный процесс заново. Вот так, стандартное выпиливание из профессии очередного домашнего бойца невидимого фронта добавило проекту ещё большей загадочности.
Откровенно говоря, сыроватому, юмористическому из-за неистовых актёрских «отыгрышей» проекту Ержанова — дать бы бюджет среднестатистического отечественного проекта с условного ИВИ. Заиграло бы совсем иными красками. Но и очарование «самодельной открытки» улетучилось бы мгновенно. А так — перед нами талантливейший хоррор, с никудышной драматургией, реализованной с такой скоростью, будто за авторами гналась Албасты.
В некотором смысле, даже несколько обидно за проект.
Автор: Продолговатый ящик для Альтерлит