Найти в Дзене
sputnik.by

Израненные души и светлые мечты о будущем: истории детей из интерната в ЛНР

Вместе с расписанием уроков в детском доме соседствуют фотографии мин и снарядов и памятки, что делать при обнаружении взрывоопасного предмета. И мысли у воспитанников совсем взрослые – сначала помочь младшим, а уже потом думать о себе. Белорусские волонтеры из Фонда Алексея Талая в рождественские праздники отправились в Донбасс, чтобы отвезти гуманитарную помощь своим друзьям. Их маршрут прошел через город Антрацит, где находится спецшкола-интернат для детей с особенностями развития. Антрацит находится в глубоком тылу, в 80 километрах от Луганска. Здесь уже относительно безопасно, именно поэтому в детский дом со всей ЛНР привозят мальчишек и девчонок с нарушением речи. Они не только живут в детском доме до своего совершеннолетия, но и учатся, занимаются с логопедами, ходят на секции, мечтают обрести семью и помогают друг другу. Корреспондент Sputnik вместе с волонтерами из фонда Талая приехал в Антрацитовскую специальную школу-интернат и узнал, как живут и о чем мечтают дети в ЛНР.
Оглавление

© Sputnik / Александр Жибуль
© Sputnik / Александр Жибуль

Вместе с расписанием уроков в детском доме соседствуют фотографии мин и снарядов и памятки, что делать при обнаружении взрывоопасного предмета. И мысли у воспитанников совсем взрослые – сначала помочь младшим, а уже потом думать о себе.

Белорусские волонтеры из Фонда Алексея Талая в рождественские праздники отправились в Донбасс, чтобы отвезти гуманитарную помощь своим друзьям. Их маршрут прошел через город Антрацит, где находится спецшкола-интернат для детей с особенностями развития.

Антрацит находится в глубоком тылу, в 80 километрах от Луганска. Здесь уже относительно безопасно, именно поэтому в детский дом со всей ЛНР привозят мальчишек и девчонок с нарушением речи. Они не только живут в детском доме до своего совершеннолетия, но и учатся, занимаются с логопедами, ходят на секции, мечтают обрести семью и помогают друг другу.

Корреспондент Sputnik вместе с волонтерами из фонда Талая приехал в Антрацитовскую специальную школу-интернат и узнал, как живут и о чем мечтают дети в ЛНР.

Долгожданная встреча

В Антрацит волонтеры приехали с небольшим опозданием – поздно вечером. Гуманитарный груз, который привезли в детский дом, в основном состоит из продуктовых наборов, обуви, подушек и одеял для воспитанников.

"Заждались мы вас", – вместо "здравствуйте" встречает фразой белорусских волонтеров работница детского дома.

Белорусские волонтеры привезли в интернат гуманитарную помощь
© Sputnik / Александр Жибуль
Белорусские волонтеры привезли в интернат гуманитарную помощь © Sputnik / Александр Жибуль

Воспитанники Антрацитовской специальной школы-интерната живут и учатся фактически в одном месте. От школы до жилых корпусов – каких-то сто метров. Всего и остается, что перейти двор.

Про Беларусь здесь не просто знают, многие воспитанники приезжали в республику, некоторые – неоднократно. Дружба фонда Талая и интерната длится не один год – в здании спецшколы есть стенд, посвященный Беларуси: за стеклом висит государственный флаг, на полках – книги о стране и ее известных людях.

Стенд Беларуси в детской спецшколе-интернате в Антраците
© Sputnik / Александр Жибуль
Стенд Беларуси в детской спецшколе-интернате в Антраците © Sputnik / Александр Жибуль

Несмотря на то, что Антрацит находится далеко от боевых действий, в интернате повсюду висят памятки, в которых говорится, как действовать при обнаружении взрывоопасных предметов, а также фотографии различных мин и снарядов. К сожалению, риск таких опасных находок не исключен даже в глубоком тылу, а воспитанники интерната уже знают эти памятки наизусть.

Памятки о взрывоопасных предметах рядом с расписанием уроков
© Sputnik / Александр Жибуль
Памятки о взрывоопасных предметах рядом с расписанием уроков © Sputnik / Александр Жибуль

У них раненые души

Воспитатели стараются заменить своим воспитанникам родителей, опекают их и всячески оберегают. Сейчас в интернате проживают 30 человек. Воспитатель Ирина Сурженко рассказала, что возраст детей в среднем – 9-16 лет.

"С 2014 года у нас дети поступали семьями. Есть круглые сироты, у которых родители погибли. В основном здесь живут дети, родители которых лишены родительской опеки. Так как школа с коррекционным уклоном (здесь живут воспитанники с нарушением развития речи – Sputnik), детей привозят со всей республики. Семьи стараются не разделять, в детдоме у нас живут вместе братья и сестры. У них раненые души, они думают о своих родителях. Непросто бывает, но мы стараемся их поддержать", – делится она.

Распорядок дня у детей плотный: учеба в школе, затем домашнее задание, которое они делают вместе с воспитателями, занятия с логопедами, посещение спортивных секций. Организуют в детском доме и культурные мероприятия – утренники и творческие вечера.

Особо благодарны и воспитатели, и их воспитанники тем, кто помогает интернату.

Воспитатель спецшколы-интерната Ирина Сурженко
© Sputnik / Александр Жибуль
Воспитатель спецшколы-интерната Ирина Сурженко © Sputnik / Александр Жибуль

"Без этой помощи мы, наверное, не выжили бы. Дети радуются, знают уже волонтеров, которые нам помогают. Бывают у нас и воины, которые воюют на передовой. Мы с ними переписываемся, шлем поздравительные письма, рисунки за то, что мы благодаря им, можем здесь спать спокойно", – делится Сурженко.

По ее словам, большую помощь интернату оказывает и Фонд Алексея Талая. Благодаря его программам дети трижды были в Беларуси на оздоровлении.

Воспитанники спецшколы-интерната в Антраците
© Sputnik / Александр Жибуль
Воспитанники спецшколы-интерната в Антраците © Sputnik / Александр Жибуль

"Каждый ребенок прошел медицинское обследование. Дети приехали, узнали свои диагнозы. Сделать в Антраците все эти процедуры у нас такой возможности нет", – добавляет воспитатель.

"Мечтаю стать народным футболистом"

Многие воспитанники интерната занимаются спортом: муай-тай или борьбой в местной спортивной школе. Многие дети рисуют, а кто-то даже пишет стихи.

Гостям здесь рады. Волонтеры не успели зайти в комнату, как сразу же оказались в кругу ребят. Они активно задают вопросы, но про себя рассказывают неохотно – стесняются.

Воспитанники интерната играют в шахматы с волонтером из Беларуси
© Александр Жибуль
Воспитанники интерната играют в шахматы с волонтером из Беларуси © Александр Жибуль

Десятилетний Алексей Скромный первым подбегает к гостям. Он в интернате с декабря и уже уверен, что станет "народным футболистом".

"Правда футбол только летом работает. Может запишусь пока на вольную борьбу, но хочется футболом заниматься", – размышляет Алексей и тут же добавляет, что любит готовить. Его фирменное блюдо – "зеленый борщ" главным ингредиентом которого является щавель и яйцо.

Алексей Скромный
© Sputnik / Александр Жибуль
Алексей Скромный © Sputnik / Александр Жибуль

Правда, готовить его пока не довелось в отличие от красного борща. Вдруг Алексей ненадолго отходит, а, вернувшись, протягивает руку с конфетой. "Это вам", – говорит он.

Помогать людям

Еще одному мальчишке, Богдану Скальскому, девять лет. Представляется солидно: Богданом Павловичем. Он признается, что ему в интернате всего хватает, очень нравится играть, рисовать и учиться. Любимым предметом называет математику, а стать в будущем хочет шахтером – профессия была популярна в здешних краях до начала событий 2014 года.

Богдан Павлович Скальский
© Sputnik / Александр Жибуль
Богдан Павлович Скальский © Sputnik / Александр Жибуль

"Пока я шахту видел только снаружи, но хочу быть шахтером в Антраците, но могу переехать и в Луганск", – уже готов к предложениям будущий шахтер.

"А я год назад был в Беларуси", – говорит 11-летний Андрей Щеглов. Одно из самых больших впечатлений для Андрея – встреча с президентом Беларуси Александром Лукашенко. В республике ему очень понравилось. Сейчас он мечтает поступить в университет МЧС и быть спасателем. "Хочу быть пожарным в Минской области, помогать людям. Понравилось у вас", – делится своими мечтами он.

Андрей Щеглов
© Sputnik / Александр Жибуль
Андрей Щеглов © Sputnik / Александр Жибуль

"Я еще и стихи пишу", – добавляет Андрей. Пока в его активе десять стихотворений, а сейчас работает над поэмой про неизвестного солдата.

Артем Гусев – постарше, ему исполнилось 15 лет. В Антраците живет уже три года. Здесь оказался по семейным обстоятельствам. За этой простой формулировкой скрывается семейная драма, но говорить о ней парень не хочет.

Зато охотно рассказывает о своих спортивных увлечениях. Как и другие ребята, со спортом парень на ты: занимается тайским боксом. Учеба ему дается легко. В будущем видит себя архитектором или дизайнером.

Артем Гусев
© Sputnik / Александр Жибуль
Артем Гусев © Sputnik / Александр Жибуль

О своих мечтах Артем говорит тихо, как будто боится их спугнуть. "Мечтаю о мире, чтобы у всех было все хорошо и у меня в том числе", – добавляет он.

Сначала сестры, потом мечты

Вероника Сухорукина в интернате живет со своими двумя младшими сестрами. Несмотря на свои 16 лет, рассуждает девушка очень по-взрослому. Она собирается получить педагогическое образование где-нибудь недалеко, поработать, помочь сестрам, а только потом отучиться на юриста.

Вероника Сухорукина
© Sputnik / Александр Жибуль
Вероника Сухорукина © Sputnik / Александр Жибуль

"У нас есть старшая сестра, которая будет присматривать за сестрами, я буду приезжать, поддерживать. Как-то помогать им", – делится Вероника.

Еще одна девушка, Каролина Костенюк, в Антраците живет уже три года, ей 15 лет. В свободное время занимается вокалом. По ее словам, в интернате все живут дружно, помогают друг другу. Стоит отметить, что несмотря на то, что интернат коррекционный и специализируется на проблемах с речью, у воспитанников почти не слышно дефектов.

Каролина Костенюк
© Sputnik / Александр Жибуль
Каролина Костенюк © Sputnik / Александр Жибуль

В будущем Каролина хочет выбрать профессию журналиста, мечтает посмотреть мир. Пока она была только в Беларуси, где ей очень понравилось.

Конфета от Алексея, стихи про солдата, планы будущего шахтера – в этих простых вещах живет их хрупкий, но не сломленный детский мир. Мир, который они вынуждены создавать себе сами, в сотне метров от школьных классов, под плакатами, которые учат не алфавиту, а выживанию. А подарки от волонтеров помогают скрасить им будни, привнести в жизнь хоть немного праздника.

Один из плакатов в спецшколе-интернате в Антраците
© Sputnik / Александр Жибуль
Один из плакатов в спецшколе-интернате в Антраците © Sputnik / Александр Жибуль

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!