Найти в Дзене
Газета «Оренбуржье»

Врач волейбольного клуба «Оренбуржье» рассказал о поддержании здоровья игроков

Врач Пётр Четвериков в этом сезоне перешёл работать в волейбольный клуб «Оренбуржье». Всего же в спортивной медицине он 22 года. Игроки, тренеры всегда на виду у болельщиков, а вот работа спортивных врачей зачастую скрыта от посторонних глаз. Они выходят на арену, только если что-то случается. – Не зря говорят, что врач на поле – не к добру. Но главное, помощь придёт вовремя, – отмечает Пётр Алексеевич. Четвериков уже и не помнит, с какого возраста захотел стать врачом, и чем был продиктован выбор профессии. – В космонавты никогда бы не пошёл – высоты боюсь, а вот крови не боялся, потому, наверное, и стал доктором, – улыбается мужчина. В 1997 году закончил Оренбургскую медицинскую академию, шесть лет работал хирургом в больнице имени Пирогова. Жизнь сложилась так, что ушёл в спортивную медицину, получив дополнительную специализацию. В начале нулевых это направление было весьма «экзотическим» для Оренбуржья, специалистов не хватало, а в спортивных клубах их ждали. Семь лет Пётр Алексеев
   Врач волейбольного клуба «Оренбуржье» рассказал о поддержании здоровья игроков Антон Пичурин
Врач волейбольного клуба «Оренбуржье» рассказал о поддержании здоровья игроков Антон Пичурин

Врач Пётр Четвериков в этом сезоне перешёл работать в волейбольный клуб «Оренбуржье». Всего же в спортивной медицине он 22 года.

Игроки, тренеры всегда на виду у болельщиков, а вот работа спортивных врачей зачастую скрыта от посторонних глаз. Они выходят на арену, только если что-то случается.

– Не зря говорят, что врач на поле – не к добру. Но главное, помощь придёт вовремя, – отмечает Пётр Алексеевич.

Четвериков уже и не помнит, с какого возраста захотел стать врачом, и чем был продиктован выбор профессии.

– В космонавты никогда бы не пошёл – высоты боюсь, а вот крови не боялся, потому, наверное, и стал доктором, – улыбается мужчина.

В 1997 году закончил Оренбургскую медицинскую академию, шесть лет работал хирургом в больнице имени Пирогова. Жизнь сложилась так, что ушёл в спортивную медицину, получив дополнительную специализацию. В начале нулевых это направление было весьма «экзотическим» для Оренбуржья, специалистов не хватало, а в спортивных клубах их ждали.

Семь лет Пётр Алексеевич посвятил хоккейной команде «Газпром университет», была такая в Оренбурге. Потом ушёл в футбольный клуб «Газовик», затем снова вернулся в хоккей, но ненадолго. Большую часть трудового стажа – 15 лет – он отработал в футбольном клубе «Оренбург».

С нового сезона 2025-2026 Четвериков трудится в волейбольном клубе «Оренбуржье».

– В каждом виде спорта свой характер травм. В хоккее в основном рассечения, почти каждую неделю я кого-нибудь зашивал. В футболе нагрузка на ноги, в волейболе на руки, отсюда и вывихи, растяжения, – рассказывает доктор.

По словам Четверикова, спортивный врач – настоящий универсал: он и хирург, и травматолог, в зависимости от того, какая помощь требуется спортсмену. Ещё одна характерная черта в работе – постоянная смена обстановки. Он не привязан к одному кабинету или операционной, а колесит по всей стране вместе с командой. К постоянным переездам и перелётам с аптечкой в руках Пётр Алексеевич уже привык.

– Задача врача – не только оказывать первую помощь, но и вести профилактику. Перед началом матча я обязан выяснить физическое состояние каждого игрока, при необходимости измерить пульс и давление. Спортивная медицина — основа всего. Я отвечаю за эмоциональное состояние игроков, за диагностику и лечение, – говорит специалист.

В последние годы спортивная медицина в Оренбуржье шагнула вперёд. В медицинском университете обучают ординаторов по соответствующей специализации. В 2024 году в Оренбурге открылся Центр спортивной медицины, где специалисты проводят предсезонные осмотры спортсменов.

Конечно, профессиональных спортклубов в области не так много, но врач есть в каждом. За 22 года Четвериков повидал многое, может привести десятки примеров, связанных с травмированием игроков прямо во время игры или на тренировке, но не готов этого сделать – врачебная тайна.

А может ли спортивный врач запретить спортсмену выступать, если на то есть веские причины?

– Главное правило спортивной медицины гласит, что последнее слово в таких ситуациях всегда за спортсменом и тренером. На кону может быть судьба атлета – дело, ради которого человек трудился много лет. Я могу лишь дать совет, проконсультировать, прояснить ситуацию о последствиях для здоровья, – объясняет доктор.

Спортивный врач должен обеспечить прохождение соревнований с максимальными результатами и минимальными потерями для здоровья игроков. А принятие риска, иногда и откровенная отвага – это тот выбор, который целиком лежит на спортсменах и тренерах. Конечно, в профессиональных клубах с этим строго – мнение врача здесь является определяющим.

Спортивный директор ВК «Оренбуржье» Павел Борщ назвал Четверикова профессионалом своего дела. И на пресс-конференции как-то отметил, что «дело мастера боится, а болезни пусть боятся нашего могучего доктора». Пожалуй, это лучшее пожелание Петру Алексеевичу на текущий сезон.

Фото Валерия Гунькова